Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
Семью миллионеров Рябушинскик знали в Москве хорошо. Глава семейства Павел Павлович был известным предпринимателем, его называли Рокфеллером.
Его предприимчивые сыновья ворочали миллионами и умножали отцовские капиталы, вкладывая их вовсе новые отрасли - банковское дело, автомобилестроение, стекольную, льняную промышленность.
Нужно отметить, что семья Рябушинских была большая – 8 братьев и 5 сестер. Все кроме брата Николая занимались предпринимательством, владели крупным капиталом, большие суммы отчисляли на благотворительные расходы. Содержали больницу, богадельню, ясли, школу при фабрике, народную столовую на 300 человек ежедневно, убежище для вдов и сирот купеческого мещанского сословий христианского вероисповедания.
Четверо сыновей, окончив Академию практических наук, пройдя стажировку за границей, работали в родительском деле. Позже к ним присоединились еще три брата. Некоторые из них занимались наукой, были уважаемыми и узнаваемыми людьми.
Однако совсем другим был Николай – любил увеселения, ленился работать, не разделял устремлений братьев, легко шел по жизни, жил на их средства, хорошо модно одевался, старался быть ближе к богеме, подражая Сергею Дягилеву. В Москве часто устраивались художественные выставки под названием «Голубая роза», «Алая роза». Выставки художников объединившихся вокруг журнала «Мир искусства», оформлялись изысканно, красиво. В них участвовали в основном 14 художников: Кузнецов, Уткин, Сапунов, Сарьян, Крымов, Рябушкинский, Судейкин и другие.
В отличие от Щукина и братьев Морозовых, увлекавшихся французским художественным авангардом, Николай Рябушинский связал свою меценатскую деятельность с отечественным искусством, с тем его направлением, которое ориентировалось на модные тогда идеи символизма. Он стремился стать организатором этого нового направления, поднять его значения и авторитет в художественно-культурной жизни Москвы. Дюжую, уверенную фигуру Рябушинского, одетую в смокинг либо в костюм от модного портного, его окаймленное русой бородкой румяное лицо всегда можно было видеть на всех театральных премьерах, на каждом вернисаже - везде, где собиралась художественная знать Москвы.
Николай Павлович стремился быть как можно заметнее на фоне этого избранного общества, котел чтобы принимали «за своего» в среде творческой богемы, к которой он пытался приобщиться, пробуя себя в разных жанрах: писал статьи и рецензии по вопросам искусства, сочинял музыку и даже издал книжечку лирических стихов под псевдонимом «Н.Шинский». Занимался и живописью. Николай Павлович любил устраивать приемы и различные увеселения у себя на вилле «Черный лебедь», о которой ходили необыкновенные истории. Убранство виллы было великолепным, а сюрпризы ждали на каждом шагу, все это делалось на средства братьев.
Под стать Николаю по экстравагантности и стремлению «поразить Москву» была лишь сестра Евфимия. Николай Павлович был частным гостем в доме сестры, постоянным участником ее светских затей. Он совершенно абстрагировался от деловой активности братьев.
В противоположность старшим братьям Павлу и Владимиру, игравшим активную роль в создании партии октябристов и прогрессистов, Николай испытывал отвращение к политике. Он жил в мире искусства.
В литературно - художественных кругах Николай Павлович добился столь желанной ему известности. Он был единственным из всех своих братьев, чье изображение красовалось в изданном в 1907 г. фотоальбоме «Современная Россия в портретах и биографиях выдающихся деятелей"» Этой чести не удостоились ни Щукины, ни Морозовы, ни Бахрушины, которые своим упорным трудом, с любовью к Отечеству, собирали, хранили, приумножали лучшие образцы художественного творчества, передавая их либо в дар Москвы, либо России.
Итак, Россия очень богата талантами, создателями духовных ценностей, но не менее богата она собирателями, коллекционерами этик ценностей.
Такие фигуры, как Третьяковы, Щукины, Бахрушины, Рябушинские, Мамонтов и другие, способствовали развитию, обогащению, утверждению в русской культуре художественных талантов, различных направлений искусства.
Хотя меценатство и благотворительность нередко служили средством удовлетворения тщеславия и купеческих амбиций, но по масштабам пожертвований, милосердия, благотворительности, бескорыстия купцам не было равных. Культура России многим обязана им за собирательство, комплектование шедевров искусства в одних местах, родовых гнездах, усадьбах.
Меценаты, занимаясь своим делом, также играли важную роль в политической жизни страны, внося посильный вклад в развитие политического сознания, влияя на мировоззрение масс через культурную сферу, опираясь на национальные традиции, оставляя будущему поколению достойное наследие, чем обогащали общественную жизнь, обоготворяли ее.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры