Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
У разных народов, в разных цивилизациях отличаются культурные коды, или, по словам Умберто Эко, «системы поведения и ценностей». Национальная картина мира отражает мировосприятие, свойственное тому или иному сообществу. Она определяет важнейшие характеристики жизни и деятельности сообщества и каждого из его членов - от особенностей этикетного поведения до восприятия мира как целостности.
Для воссоздания картины мира, характерной для того или иного региона исследуются типы и формы существования социальных институтов, бытовые особенности, народные празднования, различные виды изобразительного искусства, театр, музыка.
Роль математики: каждая математическая система имеет свои особенности, свидетельствующие о том, как видели мир представители различных цивилизаций.
Для традиционной математики Китая использование иррациональных чисел было нехарактерным. Каждое из чисел от одного до девяти являлось выражением определенных философских категорий, на чем и основывается китайская нумерология. Например, единица, как и число десять, в китайской нумерологии понималась как символ Абсолюта, начала и конца всего сущего. Сакральное отношение к единице характерно для большинства культур: Единый или Единственный (Аль-Уаахиду) - шестьдесят седьмое имя Аллаха; один - число бога Ра в Древнем Египте и т. д.
Ближневосточные математические школы стремились к вычислению единого принципа, лежащего в основе любых операций с числами; для этой традиции характерно тяготение к десятичным дробям как к проявлению типологической универсалии. Данный принцип - стремление к поиску единого корня всего сущего, универсального ключа к тайнам мироздания.
Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового.
Мистические учения: исламские мистики, стремились узнать тайное, ведомое лишь узкому кругу достойных сотое имя Аллаха, знание которого позволяло совершать немыслимые чудеса, преобразовывать мир. В арабских сказках, например, в текстах «Тысячи и одной ночи», возможность обладать неким магическим объектом (перстнем, печатью, лампой, заклинанием) разрешает все беды и невзгоды, подстерегающие героя, и дает ему полную власть над обстоятельствами. Аналогичные сюжеты есть в турецких волшебных повестях, в преданиях других народов Ближнего и Среднего Востока. Стать обладателем огромного могущества, узнать секрет повелевания волшебными силами можно в одночасье, но так же быстро можно и потерять его, и причина этому - бытование некой неперсонифицированной универсалии, существующей в мире самостоятельно, вне зависимости от личности владельца.
Дальневосточная культурная традиция говорит о невозможности нахождения единого принципа для выражения изменчивого характера универсума.
Религия: различается понятие священного текста. Для Ближнего Востока сакральный текст - это письменное изложение важнейших положений веры, воспринимаемое как самостоятельный объект почитания, требующее соблюдения специальных ритуалов и церемонии при любом с ними соприкосновении; обычные тексты такой обрядности не требуют и не несут на себе отпечатка мистической силы.
В религиях Дальнего Востока ситуация принципиально иная: сакральный текст здесь - это лишь важный письменный источник определенной религиозной системы, не всегда предполагающий отдельную ритуальную обрядность в обращении.
Искусство: произведения китайской, японской или корейской каллиграфии, в отличие от ближне- и средневосточных школ, ни в коем случае не будет оцениваться знатоками с точки зрения декоративности, эстетической соразмерности частей и т. п. Вместо этого будут говорить о некой, не имеющей аналога в других эстетических системах, категории ци (японское чтение - ки), выражающей меру сопричастности произведения принципам высшего закона Дао.
Культурные коды, Умберто Эко «системы поведения и ценностей»
Метафизика – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового.
Математические системы: дроби, отрицательные числа
Единица – сакральное число(Аль-Уаахиду, Ра, Абсолют в китайской нумерологии)
Тайное сотое имя Аллаха(совершить чудеса), магический объект в сказках
Понятие священного текста (Коран, важный письменный источник на ДВ, ци(ки) причастность Дао)
Еда: икра – сырые рыбьи зародыши, собака, кузнечики, черви
Музыка: классический балет и пекинская опера
- Билет №2 Язык и текст как основные источники данных для востоковеда
- Билет №3 Генетическая классификация языков стран Азии и Африки.
- Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
- Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.
- Билет №6 Источниковедение и историография.
- Билет №7 Формационный и цивилизационный подходы в исторических исследованиях.
- Билет № 8.Отечественное востоковедение в 18-19 вв.
- Билет № 10.Основные этапы истории Восточного факультета.
- Билет №11 Понятие «этнического» в отечественной и западной традициях.
- Билет №12 Структура этнической культуры.
- Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
- Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
- Билет № 15 Роль этнопсихологии в изучении культур Азии и Африки
- Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
- Государственная Религия
- Билет № 17 Восток как родина мировых религий.
- Билет №18 Основные положения буддизма
- Билет №19 Основные положения ислама.
- Билет № 20 Что роднит социально-культурную антропологию
- Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.
- Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет № 23Антропология права как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет №24 Основные школы геополитики.
- Билет №25 Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.
- Билет № 26 Геополитическая доктрина евразийства(н.С.Тубецкой,п.М.Савицкий,г.В.Вернадский и др.)
- Билет № 27 Языковая ситуация в Южной Азии
- Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
- Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
- Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
- Билет № 31 Древнеиндийская (санскритская) литература 1 тысячелетия н.Э. (драматургия, поэзия, проза, научная литература).
- Билет № 32 Ригведа - древнейший культурный текст Южной Азии. Состав и содержание Ригведы. Ведийская мифология.
- Билет № 33 Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона.
- Билет № 34 Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии.
- Билет № 35 Колониальные владения в юва.
- Билет № 36 асеан: история и современность.
- Билет № 37 Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия».
- Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.
- Билет № 39Характеристика этнолингвистической ситуации в регионе Центральной Азии.
- Билет № 40 Характеристика специфики формы правления, государственного устройства и социально-экономического развития одного из государств региона Центральной Азии (по выбору студента).
- Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
- Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
- Билет № 45 Роль антропогенного фактора в распределении и использовании природных ресурсов на Африканском континенте.
- Билет № 46 Общая характеристика включенности Африки в общемировой хозяйственный процесс.
- Билет № 47 особенности социально-экономического и политического развития в странах Африки.
- Билет № 48 Этноконфессиональная ситуация в странах Африки.
- Билет № 49 Роль заимствований в материальной культуре и духовной культуре стран Африки.
- Билет № 50 Основные этапы и особеннгости этногенеза в Африке.
- Билет № 51 прикладное востоковедение в истории внешнеполитической службы России.
- Билет № 52 прикладное востоковедение в истории военной службы России.
- Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
- Билет № 54 прикладное востоковедение в ссср.
- Билет № 55 Прикладное востоковедение сегодня.