logo
УМК История кино и телевидения 2013

8.1. Два вида монтажа:

внутрикадровый – построение единого выразительного пространства-времени кадра. Выразительный арсенал: ракурс, план, длина кадра, движение камеры и т. д. Композиция кадра объединяет все его выразительные средства в новое художественное целое – мизанкадр (термин Сергея Михайловича Эйзенштейна) – элемент монтажного ряда (контекста). Мизанкадр – это минифильм со своими мини-темой, мини-действием, мини-драматургией. Суть внутрикадрового монтажа – он суммирует различные творческие приемы и соединяет в единую изобразительную композицию все компоненты.

межкадровый – сочетание (склейка) мизанкадров на основе их содержания, ведущее к созданию единой монтажной системы фильма. После склейки двух кадров у зрителей рождается третий смысл (1+1=3).

    1. Теоретики и практики монтажа:

Дэвид Уорк Гриффит;

Лев Владимирович Кулешов: «эффект Кулешова» (Иван Мозжухин);

Сергей Михайлович Эйзенштейн: монтажная фраза; монтаж аттракционов: эффект сильного эмоционального толчка, сближение ударных изображений, не относящихся прямо к сюжету (примеры: «Часть 4. Одесская лестница» из фильма «Броненосец Потемкин»; сопоставление сцены избиения рабочих полицией со сценой убийства скота на бойне из фильма «Стачка»);

Дзига Вертов: «киноглаз» – выразительное средство, помогающее видеть мир глазами художника, монтажно остро и неожиданно; главное в киносъемке – умение схватывать живую, текучую действительность; виртуозный вычурный монтаж.