logo
26-86

1.4.3. Нормы и ценности культуры

Важнейшими компонентами картины мира наряду с интуитивными представлениями, образным строем, архетипами, способами мировос­приятия являются культурные нормы и ценности. Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они формируются, утверждаются уже в обыденной жизни общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль иг­рают традиционные и подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Так, требования нравственности возникают в самой практике мас­сового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что можно, а что нельзя. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и существующие в виде реальных норм поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта из поколения в поколение играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый харак­тер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Например, в XX в. произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье.

Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры.

В патриархальной семье дети рано начинали трудовую жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной старости родителей, добыт­чиками средств к существованию. В современной семье дети — прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перерас­пределение семейного бюджета. Иначе говоря, изменение духовных ориентаций в семье приводит к сдвигу в содержании и направлен­ности общенациональных расходов потребителей. Работающие главы семей, имеющие возможность при помощи денег удовлетворить любые потребности, передают эти средства семье, ибо она является эмоцио­нально-культурным центром развития личности. Для молодежи это изменение внутрисемейных культурных норм означает возможность «продлить детство», приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности.

Культурная картина мира и по своему генезису, и содержательно включает ценностные суждения. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятель­ности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. То же самое можно сказать и о каждом типе культуры. Так, в Античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигался эстетический подход к миру, в Средние века — религиозно-нравственный, в Новое время — стоимостный подход. Процесс развития культуры всегда со­провождается переоценкой ценностей.

Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и класси­фицировать на основании выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются:

+ витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество

жизни, уровень потребления, экологическая безопасность; + экономические ценности: наличие равных условий для товаропро­изводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;

+ социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

+ политические ценности: патриотизм, гражданская активность, ле­гитимность, гражданские свободы, гражданский мир;

+ моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бес­корыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим; + религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное

Писание и Предание; + эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д.