2.3. Особенности первобытного искусства
Особенности картины мира, сложившейся в первобытной культуре (своеобразное мировосприятие, мифологичность мышления, первобытные верования, культы, магия) нашли свое отражение в искусстве архаики. Искусство – наиболее «реальная» часть исследований первобытной культуры, позволяющая современному человеку изучить конкретные произведения, отражающие мировосприятие наших первобытных предков. До начала 19 века о первобытном искусстве практически ничего не было известно; затем началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Итогом стало то, что практически во всех концах земного шара были обнаружены и изучены интересные проявления первобытной культуры – наскальные рисунки, небольшие скульптуры (мелкая пластика), а так же предметы быта, украшенные различной символикой, резьбой и т.п. – т.е. то, что сегодня мы называем декоративно-прикладным искусством.
Обращает на себя внимание тот факт, что все находки обнаружены в пещерах, не приспособленных под жилье (вероятнее всего, это места магических ритуалов). Основные памятники первобытного искусства встречаются в юго-западной Европе, в Азии, на территории бывшего СССР (в европейской части, в южной Сибири). Памятники не сконцентрированы в одном месте, а разбросаны по всему миру. Наиболее яркие проявления первобытного искусства найдены в пещерах Альтамира, Кастильо, Салитре, Ла Пилета (Испания); Монтеспан, Ляско, Ля Мадлен, Руфиньяк, грот Лортэ, пещере Фон де Гом (Франция); Каповой пещере (Урал); в Костенках (Краснодарский край) и т.д.
Говоря о первобытном искусстве важно помнить о синкретизме мышления первобытного человека, поэтому рассматривать древнейшее искусство как исключительно художественную, не зависимую от практических нужд деятельность не совсем правильно. Первобытное искусство это и первое творчество, и часть магического ритуала, и охранительная (защитная) символика, оберегающая первобытный мир от сил хаоса.
Если попытаться систематизировать основные тенденции развития первобытного искусства можно выделить следующие ранние периоды в его становлении:
Искусство палеолита. Именно с этим периодом связаны первые находки, которые современной культурой обозначаются как первобытное искусство (наиболее древние находки относятся к среднему палеолиту, к так называемой «мустьерской культуре» – 100 – 35 тыс. лет назад). Наиболее ранние - наскальные изображения животных. Они, как правило, выбиты (выдолблены) на камне, а так же нарисованы минеральными красками, углем и т.д.
Жёлтая, красная и коричневые краски приготовлялись обычно из охры (путем ее прокаливания на огне), чёрная и тёмнобурая - из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина, различные оттенки жёлто-красного цвета - из лемонита и гемотита, древесный уголь давал чернь. Вяжущим веществом в большинстве случаев была вода, реже жир. В позднем палеолите были обнаружены и запасы порошковых красителей (или комки красителей), которые использовались, вероятно, наподобие карандашей.
Распространенной техникой первобытных изображений является так же гравировка пальцем или палкой на глине, или рисунок на скальной стене пальцем, покрытым цветной глиной. Зачастую это непонятные завитки и линии, которые своей бессистемностью напоминают неумелые каракули ребёнка, в других же случаях мы видим чёткое изображение - например, рыбу или бизона, умело выгравированное каким-то острым предметом на глинистом полу. Для гравюр так же могли применяться различные минеральные красители.
Отличительной особенностью древнейших наскальных изображений является их образность, экспрессивность, точность, масштабность. Впрочем, это касается только изображений животных, поскольку эпоха палеолита не дает нам еще данных об изображении человека. (Даже в более поздние эпохи – мезолит и неолит - в наскальных изображениях рядом с жизненными, полными чувства и огромными по масштабам фигурами животных расположены схематизированные и гротескные человеческие изображения). Еще одна особенность наскальных изображений палеолита – хаотичность рисунков, фактическое отсутствие сюжетных композиций.
К палеолиту относят и появление мелкой пластики – «круглой скульптуры» (небольших скульптурных изображений , как правило, размером 5-10 см, выполненных из разных материалов – камня, дерева, кости и т.д.) Среди таких скульптур чаще всего встречаются изображения животных, а так же «палеолитические Венеры» (женские скульптурные изображения, конечности которых едва намечены, голова обработана суммарно, резко подчеркнуты женские атрибуты, отражающие идею «женщина – сосуд плодородия»). Анализируя мелкую пластику палеолита вероятнее всего сделать вывод не столько о художественном, сколько ритуальном (магическом) значении таких скульптур.
Искусство мезолита (10 – 7 тыс. лет до н.э.). Отличается существенными изменениями в наскальных изображениях. Во-первых, главенствующее место в мезолитических росписях начинает занимать человек. Человеческая фигура изображается намного схематичнее условнее фигуры животного, но зато всегда динамична. Кроме того, для мезолита характерны многофигурные композиции (в отличие от хаотичности наскальных изображений палеолита), сюжетные сценки. Например, слониха хоботом загораживает слоненка от нападения рыси; на обломке рога изображен переход стада северных оленей через реку; или трагический сюжет одного из рисунков охоты в пещере Ляско – изображение мертвого человека и смертельно раненного быка.
Мелкая пластика в эпоху мезолита сохраняет свои особенности, отличается лишь большей точностью изображений и большим разнообразием используемых материалов.
Искусство неолита (7 – 4 тыс. до н.э.). Для наскальных изображений характерна все большая условность и схематичность выразительного языка, появление новых фантазийных черт в изображении человека (например, люди с птичьей головой).
Главной особенностью неолита становятся находки декоративно оформленных предметов быта. В эпоху неолита рождается орнамент (на художественно оформленных предметах появляются стилизованные абстрактные изображения, которые складываются в последовательности рисунков, «опоясывающих» предмет). Это, как правило, цепочки символов, носящие магический характер (например, ромб, спираль, свастика, крест, расположенные в определенной последовательности).
В конце эпохи неолита появляется протоархитектура. Это – мегалитические постройки, созданные, вероятно в культовых целях. Мегалитическая протоархитектура включает 3 вида сооружений - менгиры, дольмены, кромлех (поставленные вертикально большие камни, столбы, каменные плиты).
Представленную характеристику особенностей первобытного искусства палеолита, мезолита, неолита, безусловно, нельзя считать полным отображением искусства первобытности, т.к. эти периоды - только начало становления художественного творчества человечества. Дальнейшее развитие первобытного искусства в эпохи бронзы, железа связано с расселением племен по всему земному шару, формированием этнических особенностей и, как следствие, своеобразного видения мира и отражения его в искусстве.
Проанализировав по основным признакам и общим характеристикам первобытную культуру, можно сделать выводы о том, что:
первобытная культура сформировала специфическое мировосприятие, основывавшееся на идеях коллективности (невыделение себя из общества), гармонии человека и природного мира, возможности магического воздействия на окружающий мир (космос);
основой первобытной культуры, «слепком» ее духовной жизни является миф, причем мифы разных народов параллельны по своим сюжетам, идеям, даже персонажам, что подтверждает гипотезу древнейшего единства человечества;
первобытное искусство отнюдь не примитивно, а, скорее, пока недоступно «прочтению» современного человека, т.к. основано на символах, идеях, принципах первобытной ментальности. Сегодня изучение первобытного искусства – наиболее верный способ (наряду с изучением мифа и фольклора, этнографии) воссоздания (реконструкции) архаичной культуры наших предков.
Первобытность не является периодом, ушедшим в далекое прошлое и ставшим абсолютно чуждым современности. Очень во многом мироощущение современного человека сближает его с нашими далекими предками, эти связи определяются воздействием на наше сознание языка, мифа, фольклора. Отчасти глубинные формы нашего сознания опосредуются представлением о мире наших далеких предков. Таким образом, интерес к первобытности может быть полезным не как только как знание об ушедшем, но и как реконструкция тех феноменов, которые, хоть и в искаженном варианте, сохраняются на уровне нашего подсознания и влияют на нашу сегодняшнюю жизнь.
Вопросы для обсуждения:
Как бы вы объяснили сущность архетипической связи «человек – природа», свойственной мировосприятию первобытной культуры?
Приведите примеры, объясняющие изменение представлении о хаосе и космосе в первобытной культуре.
Как бы вы определили роль мифа для первобытной культуры?
Можно дли говорить о формировании мифов в современной культуре?. Приведите примеры.
Какое значение имеет в первобытной культуре обряд?
Объясните связь мифа и обряда.
Возможно ли в первобытной культуре однозначное разделение мифа и искусства?. Докажите свою точку зрения.
Литература
Анисимов А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.
Малиновский Б. Миф в примитивной психологии// Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. М., 1998.
Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.
Охотники, собиратели, рыболовы. Л., 1972.
Ранние формы искусства. М., 1972
Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.
Сапронов П. А. Культурология. Спб., 1999.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура М., 1989
Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1986.
Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?