logo
kulturol_posobie_Anokhina

Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.

Одним из известнейших коллекционеров XIX века, продолжающих и утверждающих их лучшие традиции был Павел Михайлович Третьяков.

П.М. Третьяков, готовя себя к меценатской деятельности, длительное время изучал содержимое Эрмитажа. Он был ошеломлен невероятным разнообразием, глубоко подлинной красотой искусства различных времен и стран. После ознакомления с очень хорошей коллекцией русских картин Третьяков решил, что будет собирать картины только русских художников, что будет стараться лично заказывать художникам картины или отбирать в их мастерских.

В 1856 году П.М. Третьяков посетил мастерскую художника Н.Г. Шильдера, известного жанриста. Ему понравилась большая картина «Искушение». Художник как раз в это время работал над ней. Сюжет незамысловатый, но решен выразительно. Бедная девушка отказывается от браслета, протянутого старухой-сводней, которым молодой человек, стоящий за дверью, хочет купить любовь. Здесь же в комнате на убогой кровати старая, умирающая мать. Третьяков просил художника оставить картину за ним.

Так им впервые в 1856 г. была приобретена картина «Искушение» Шильдера. О впечатлении, которое произвела на него эта картина известно из его письма московскому купцу Ивану Свешникову: «Ты спрашиваешь, что делаю – молюсь, но без образцов и крестного знамения. Художник открыл мне великую тайну природы и души человеческой, и я благоговею перед созданием его гения».

С тех пор в продолжении 40 лет собирательство картин стало его страстью, потребностью, жизненной необходимостью. Он приобретал все лучшие произведения русского искусства, которые появлялись на выставках, в мастерских художников.

Павел Михайлович из интереса к живописи вступил в переписку с ведущими художниками России, критиком В.В. Стасовым. Он знал о замыслах художников, заранее договаривался с ними, смотрел еще недописанные картины. Если художник не уступал, то Третьяков терпеливо ждал, уговаривал, навещал его. Так он долго уговаривал И. Репина продать ему портрет актрисы Стретовой.

Третьяков скупал картины, особенно иконы в антикварных магазинах, не пропускал ученических выставок, искал таланты, часто их поддерживал. Уже с ученической выставки покупает картину Левитана «Осень в Сокольниках». Когда были гонения на Верещагина за раскрывающие ужас войны картины и запрет на их продажу, он его картины покупал. Его иногда предупреждали и сочувствовали. После приобретения картины Репина «Царь Иван Грозный и сын его Иван» Третьяков получил предписание «Милостеливый государь Павел Михайлович, государь император высочайше повелевает соизволить картину Репина не допускать для выставок».

Он делает срочную пристройку, где прячет картину для посетителей до того времени, пока запрет на нее не был снят.

Однажды Третьяков приобрел картину В.Г.Перова «Сельский крестный ход на пасху», вызвавшую настоящий скандал в Петербурге в 1861 году. Это вызвало неодобрение властей. Художник В.Г.Худяков писал ему из Петербурга, что по циркулировавшим слухам "«Вам из св.Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично?». При огромном влиянии данного ведомства в жизни до­революционной России его недовольство могло иметь довольно зловещие результаты. Одна­ко подобные угрозы мало интересовали собирателя и не производили на него особого впе­чатления.

Многих художников П.М. Третьяков просто спасал от нищеты. Когда Нестеров был в нужде, он выгодно платил за его картины «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник».

Особое внимание Павел Михайлович уделял коллекционированию портретов видных людей России. Он приобрел портреты, написанные Репиным: Мусорского, Мамонтого, Толстого, Сурикова, автопортрет Крамского, его портреты Салтыкова-Щедрина, Третьякова, Некрасова, Перова, Васнецова, Менделеева, портреты, написанные В. Перовым – Саврасова, Достоевского, Островского и многих других.

Павел Михайлович вел переписку с отпрысками людей старинного происхождения, уговаривал продать портреты их предков. Так он приобрел 36 полотен XVIII века кисти Никитина, Антропова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Аргунова.

Он с особым интересом следил за созданием жанровых и исторических полотен, нередко уносил их прямо с выставки. Его галерея постоянно пополнялась произведениями Репина, Сурикова, Васнецова, Перова, Крамского, Мясоедова и других авторов.

Сначала Третьяков размещал картины в квартире. Но уже в 1872 г. (через 16 лет) собрание имело более 500 картин. Павел Михайлович делал несколько пристроек к дому. С 1881 г. он разрешает публичное бесплатное посещение галереи, бесплатные просмотры. Однажды ему сказали, что московские свахи устраивают в галереи смотрины. На что он ответил: «Ну что ж, пусть хоть таким путем заглядывают в культуру».

Через 10 лет, т.е. в 1891 г. Третьяков закрывает галерею для посещений. На что имелись уважительные причины:

1. Украдены 4 картины (этюда).

2. Художники-копиисты для подборки и сверки цвета украдкой накладывали мазок на картины, чем портили их, а затем мазок стирали.

3. В городах стали появляться копии картин, которые выдавались за оригиналы, чем многие коллекционеры были обмануты. Третьяков запретил в залах копирование картин.

Через 2 года, т.е. в 1893 г. П.М. Третьяков передает галерею в дар городу Москве. Каталог описи коллекции включал 1295 картин, 471 рисунок, 9 скульптур русских мастеров. В ней обнаружены все школы и направления национального изобразительного искусства XVIII – XIX веков. Третьяков П.М. первый из москвичей получил звание «Почетный гражданин Москвы».

Известие о передачи Третьяковского собрания в Москве быстро облетело буквально всю страну. Реакция людей независимо от социального положения и убеждений была повсеместно положительной, иногда даже восторженной. Трудно найти в истории России конца ХIХ-начала XX в. примеры подобного однозначного восприятия общественностью какого-либо события, такого совпадения взглядов и консерваторов, и либералов, и представителей радикальных кругов. Акция московского купца буквально объединила всю Россию.

Третьяков П.М. – это, как его называли, русский самородок, превративший дело служения национальным интересам в главную цель своей жизни. О его деятельности на пользу отечественной культуры известно много: опубликованы документы, исследования, воспоминания. Значение и масштабы его меценатства столь грандиозны и беспримерны, что заставляют снова задумываться людей всех поколений, что это есть яркий образец истинного слу­жения народу и стране. Его имя вызывает уважение, восхищение, благодарность.