С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
В русском языке существует довольно редко теперь употребляемое понятие "подвижник", смысл, которого выдающийся русский лексикограф и писатель В.И.Даль объясняет так: человек, «славный великими делами на каком-либо поприще; доблестный деятель». Именно такой личностью и был купец Савва Иванович Мамонтов (1841-1918).
С.И. Мамонтов в 1870 г. приобретает усадьбу Абрамцево.
С.И. Мамонтов (1841 – 1918 гг.) – крупный предприниматель, железнодорожный деятель, финансист, сын купца. Он – большой любитель и знаток искусства, талантлив к режиссуре, любил и знал музыку.
Это не было случайным, поскольку творческая обстановка в семье влияла на формирование личности С.И. Мамонтова. Здесь почти всегда звучала музыка Бетховена, Мусорского, Моцарта, Глинки, Шумана, часто хозяин дома исполнял сольные партии из опер под аккомпанемент родных и друзей.
Он благоговел перед русскими художниками. Будучи за границей сошелся близко с Поленовым, Репиным, критично относился к западному искусству.
С.И. Мамонтов человеком был необычным. Энергия била в нем ключом. Он заражал ею всех, в его неуемной голове постоянно возникали творческие замыслы. Он искал людей талантливых, группировал их вокруг себя, вовлекал в претворение своих планов.
Мамонтов меценатствовал в области живописи и оперы.
Он настойчиво просил Репина, Поленова поселиться в Абрамцево, приглашал многих других художников. В 1877 г. Репин, Поленов, братья Васнецовы переезжают в Москву, многие месяцы проводят в усадьбе Мамонтова. Вскоре создается так называемый Абрамовский художественный кружок. Сюда наезжали Крамской, Врубель, Нестеров, Суриков, Серов, братья Коровины и многие другие художники, надолго находившие здесь гостеприимство. К этому списку надо добавить Ф. Шаляпина, К. Станиславского, Федорову и других оперных и драматических актеров.
Абрамцево все более становилось художественным и театральным поприщем. Здесь шли обсуждения замыслов, дружеские собрания, художественные беседы, чтение книг и журнальных статей, разрабатывались и обсуждались оригинальные планы хозяина и гостей.
Читали часто по ролям, рассаживаясь вокруг стола. В альбоме, оставшемся от 1877 – 1881 гг. записано ежегодно по 17 – 18 чтений. Прочитано 9 пьес Островского, 7 произведений Толстого, 2 пьесы Пушкина, 2 – Гоголя, одна – Лермонтова, 7 – Шекспира, 2 – Шиллера. Отдельные вечера были посвящены Лермонтову, Пушкину, Некрасову, Фету, Жуковскому, А.К. Толстому. В это время многие художники делали портретные эскизы друзей, знакомых, хозяев дома и их детей. Все вместе обсуждали предстоящие выставки.
Природа Абрамцево побуждала к творчеству. В работах Нестерова «Видение отроку Варфоломею», Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Проводы новобранца» Репина, изображены речные извилины, леса, перелески, луга, окрестности Абрамцева.
В поместье изразцовая печь-лежанка выполнена по рисунку Врубеля, на стенах портрет Мамонтова, исполненный Репиным, а также зарисовки всех членов семьи, ее друзей. Несколько портретов сделал сам Мамонтов – Поленова, Васнецова. Сохранилась скатерть, на которой гости расписывались мелом, а затем подписи вышивались шелками Верочкой Мамонтовой.
В отдельных комнатах Мамонтов хранил книги и альбомы по истории русского и мирового искусства и литературу, которой пользовались художники.
В одной из комнат Серов написал свой шедевр «Девочка с персиками» дочь Мамонтова – Верочку. Многие удивлялись, как удалось Серову заставить часами позировать Веру, которая была очень шаловлива и подвижна, любила резвиться на воздухе. И сходились к тому, что между художником и девочкой была тесная, духовная дружба. Они часто задушевно беседовали или шумно играли.
Первоначальные карандашные наброски многих своих картин Репин делал в Абрамцево. В усадьбе построена для художников кустарная мастерская. В усадьбе была целая флотилия лодок, капитаном избрали Поленова. Вечерами любимым удовольствием было плавать к железнодорожному мосту и ждать поезда, на котором приезжал Мамонтов. Завидя его все в знак приветствия поднимали вверх весла.
Мамонтов задумал строить на север железную дорогу. Чтобы привлечь богатых людей в компаньоны он отправил на свои средства туда Серова и Коровина. Они жили на севере несколько месяцев, пешком шли от селения к селению, от юрты к юрте. Сделали уйму зарисовок, пешком дошли до Финляндии. Они увидели интересный мир, их рассказам в Абрамцево внимали все.
Когда в 1896 г. в нынешнем Новгороде организовывалась Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка, то павильон «Крайний» просили оформить Коровина. Он сделал это великолепно. Люди засматривались на необделанные меха белых медведей, бочки с рыбой, кожи тюленей, чудовищные шкуры белух, челюсти кита среди морских снастей. Огромное панно, изображающее дикий север и северное сияние, вызывало восторг. А в 1900 г. Коровин в Париже участвует в оформлении части российского павильона выставки. За это он получил Золотую Медаль и орден Почетного легиона. Так благодаря Мамонтову, выделившему средства, Серов и Коровин посмотрели Север и показали его другим.
Совместные чтения в доме Мамонтовых привели к домашним спектаклям. В декабре 1881 г. у Мамонтова разыгрывали «Снегурочку» Островского. Великолепные рисунки для костюмов, четыре декорации сделал Васнецов. С этими же костюмами, которыми восхищался сам Мамонтов, В. Стасов, Репин, поставлена опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Суриков, будучи на спектакле, увидев бобыля, толпу берендеев с масленицей, козой, плясущего бабеца, разразился неистовыми аплодисментами.
Мамонтов, для приобретения крестьянской одежды к спектаклю посылал доверенного в Тульскую губернию. Для спектакля «Аленький цветочек» декорации выполнены Поленовым. Мамонтов на библейский сюжет написал сценарий к спектаклю «Иосиф» и шуточный спектакль «Черный тюрбан».
9 января 1885 г. Мамонтов на свои средства организует частную оперу. Она открывается оперой «Русалочка» Даргомыжского. Декорации и костюмы создали братья Васнецовы. В октябре идет премьера «Снегурочки» Римского-Корсокова.
Большой заслугой Мамонтова было то, что он помог Шаляпину перейти из Мариинского театра в частную оперу, создал условия для расцвета его таланта. Мамонтов говорил ему: «Феденька, делайте в театре, что захотите, если Вам нужны костюмы – будут, нужна опера - поставим».
Мамонтов был одаренным режиссером-новатором, ломал застывшие традиции, вводил национальные элементы, расширял репертуар, совершенствовал старые роли, давал много ценных советов певцам и актерам.
Благодаря театральной деятельности С.И. Мамонтова, его энергии, настойчивости к 1899 г. частная опера имела в своем репертуаре пять опер Римского-Корсокова: «Снегурочку», «Псковитянку», «Садко», «Моцарта и Сальери» с Шаляпиным, «Хованщину», «Бориса Годунова» - Мусорского, «Русалочку», «Фауста» - Гуно.
С театром Мамонтова была тесно связана деятельность талантливых композиторов Ипполитова-Иванова, Рахманинова, Римского-Корсакова, Василенко. Шаляпин за 3 года в мамонтовской опере спел 19 партий.
Мамонтов свел своим творчеством воедино композиторов «Могучей кучки» с художественным Абрамцевским кружком. И они создавали шедевры.
Осенью 1904 г. частная опера была закрыта. По причине финансовых трудностей. Но не смотря на это Савва Иванович Морозов собрав вокруг себя плеяду замечательных русских меценатов, помогал им, за что был прозван «Саввой Великолепным».
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры