logo
kulturol_posobie_Anokhina

С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.

В русском языке существует довольно редко теперь употребляемое понятие "подвиж­ник", смысл, которого выдающийся русский лексикограф и писатель В.И.Даль объясняет так: человек, «славный великими делами на каком-либо поприще; доблестный деятель». Именно такой личностью и был купец Савва Иванович Мамонтов (1841-1918).

С.И. Мамонтов в 1870 г. приобретает усадьбу Абрамцево.

С.И. Мамонтов (1841 – 1918 гг.) – крупный предприниматель, железнодорожный деятель, финансист, сын купца. Он – большой любитель и знаток искусства, талантлив к режиссуре, любил и знал музыку.

Это не было случайным, поскольку творческая обстановка в семье влияла на формирование личности С.И. Мамонтова. Здесь почти всегда звучала музыка Бетховена, Мусорского, Моцарта, Глинки, Шумана, часто хозяин дома исполнял сольные партии из опер под аккомпанемент родных и друзей.

Он благоговел перед русскими художниками. Будучи за границей сошелся близко с Поленовым, Репиным, критично относился к западному искусству.

С.И. Мамонтов человеком был необычным. Энергия била в нем ключом. Он заражал ею всех, в его неуемной голове постоянно возникали творческие замыслы. Он искал людей талантливых, группировал их вокруг себя, вовлекал в претворение своих планов.

Мамонтов меценатствовал в области живописи и оперы.

Он настойчиво просил Репина, Поленова поселиться в Абрамцево, приглашал многих других художников. В 1877 г. Репин, Поленов, братья Васнецовы переезжают в Москву, многие месяцы проводят в усадьбе Мамонтова. Вскоре создается так называемый Абрамовский художественный кружок. Сюда наезжали Крамской, Врубель, Нестеров, Суриков, Серов, братья Коровины и многие другие художники, надолго находившие здесь гостеприимство. К этому списку надо добавить Ф. Шаляпина, К. Станиславского, Федорову и других оперных и драматических актеров.

Абрамцево все более становилось художественным и театральным поприщем. Здесь шли обсуждения замыслов, дружеские собрания, художественные беседы, чтение книг и журнальных статей, разрабатывались и обсуждались оригинальные планы хозяина и гостей.

Читали часто по ролям, рассаживаясь вокруг стола. В альбоме, оставшемся от 1877 – 1881 гг. записано ежегодно по 17 – 18 чтений. Прочитано 9 пьес Островского, 7 произведений Толстого, 2 пьесы Пушкина, 2 – Гоголя, одна – Лермонтова, 7 – Шекспира, 2 – Шиллера. Отдельные вечера были посвящены Лермонтову, Пушкину, Некрасову, Фету, Жуковскому, А.К. Толстому. В это время многие художники делали портретные эскизы друзей, знакомых, хозяев дома и их детей. Все вместе обсуждали предстоящие выставки.

Природа Абрамцево побуждала к творчеству. В работах Нестерова «Видение отроку Варфоломею», Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Проводы новобранца» Репина, изображены речные извилины, леса, перелески, луга, окрестности Абрамцева.

В поместье изразцовая печь-лежанка выполнена по рисунку Врубеля, на стенах портрет Мамонтова, исполненный Репиным, а также зарисовки всех членов семьи, ее друзей. Несколько портретов сделал сам Мамонтов – Поленова, Васнецова. Сохранилась скатерть, на которой гости расписывались мелом, а затем подписи вышивались шелками Верочкой Мамонтовой.

В отдельных комнатах Мамонтов хранил книги и альбомы по истории русского и мирового искусства и литературу, которой пользовались художники.

В одной из комнат Серов написал свой шедевр «Девочка с персиками» дочь Мамонтова – Верочку. Многие удивлялись, как удалось Серову заставить часами позировать Веру, которая была очень шаловлива и подвижна, любила резвиться на воздухе. И сходились к тому, что между художником и девочкой была тесная, духовная дружба. Они часто задушевно беседовали или шумно играли.

Первоначальные карандашные наброски многих своих картин Репин делал в Абрамцево. В усадьбе построена для художников кустарная мастерская. В усадьбе была целая флотилия лодок, капитаном избрали Поленова. Вечерами любимым удовольствием было плавать к железнодорожному мосту и ждать поезда, на котором приезжал Мамонтов. Завидя его все в знак приветствия поднимали вверх весла.

Мамонтов задумал строить на север железную дорогу. Чтобы привлечь богатых людей в компаньоны он отправил на свои средства туда Серова и Коровина. Они жили на севере несколько месяцев, пешком шли от селения к селению, от юрты к юрте. Сделали уйму зарисовок, пешком дошли до Финляндии. Они увидели интересный мир, их рассказам в Абрамцево внимали все.

Когда в 1896 г. в нынешнем Новгороде организовывалась Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка, то павильон «Крайний» просили оформить Коровина. Он сделал это великолепно. Люди засматривались на необделанные меха белых медведей, бочки с рыбой, кожи тюленей, чудовищные шкуры белух, челюсти кита среди морских снастей. Огромное панно, изображающее дикий север и северное сияние, вызывало восторг. А в 1900 г. Коровин в Париже участвует в оформлении части российского павильона выставки. За это он получил Золотую Медаль и орден Почетного легиона. Так благодаря Мамонтову, выделившему средства, Серов и Коровин посмотрели Север и показали его другим.

Совместные чтения в доме Мамонтовых привели к домашним спектаклям. В декабре 1881 г. у Мамонтова разыгрывали «Снегурочку» Островского. Великолепные рисунки для костюмов, четыре декорации сделал Васнецов. С этими же костюмами, которыми восхищался сам Мамонтов, В. Стасов, Репин, поставлена опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Суриков, будучи на спектакле, увидев бобыля, толпу берендеев с масленицей, козой, плясущего бабеца, разразился неистовыми аплодисментами.

Мамонтов, для приобретения крестьянской одежды к спектаклю посылал доверенного в Тульскую губернию. Для спектакля «Аленький цветочек» декорации выполнены Поленовым. Мамонтов на библейский сюжет написал сценарий к спектаклю «Иосиф» и шуточный спектакль «Черный тюрбан».

9 января 1885 г. Мамонтов на свои средства организует частную оперу. Она открывается оперой «Русалочка» Даргомыжского. Декорации и костюмы создали братья Васнецовы. В октябре идет премьера «Снегурочки» Римского-Корсокова.

Большой заслугой Мамонтова было то, что он помог Шаляпину перейти из Мариинского театра в частную оперу, создал условия для расцвета его таланта. Мамонтов говорил ему: «Феденька, делайте в театре, что захотите, если Вам нужны костюмы – будут, нужна опера - поставим».

Мамонтов был одаренным режиссером-новатором, ломал застывшие традиции, вводил национальные элементы, расширял репертуар, совершенствовал старые роли, давал много ценных советов певцам и актерам.

Благодаря театральной деятельности С.И. Мамонтова, его энергии, настойчивости к 1899 г. частная опера имела в своем репертуаре пять опер Римского-Корсокова: «Снегурочку», «Псковитянку», «Садко», «Моцарта и Сальери» с Шаляпиным, «Хованщину», «Бориса Годунова» - Мусорского, «Русалочку», «Фауста» - Гуно.

С театром Мамонтова была тесно связана деятельность талантливых композиторов Ипполитова-Иванова, Рахманинова, Римского-Корсакова, Василенко. Шаляпин за 3 года в мамонтовской опере спел 19 партий.

Мамонтов свел своим творчеством воедино композиторов «Могучей кучки» с художественным Абрамцевским кружком. И они создавали шедевры.

Осенью 1904 г. частная опера была закрыта. По причине финансовых трудностей. Но не смотря на это Савва Иванович Морозов собрав вокруг себя плеяду замечательных русских меценатов, помогал им, за что был прозван «Саввой Великолепным».