18. Крещение и христианизация руси: особенности и значение
Принятие Русью христианства - выдающееся событие в ее историиКрещению Руси уделено большое место в «Повести временных лет». В ней подробно повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем, Конкретным актом принятия православия является знаменитое крещение на
Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 году.
Существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга, была христианкою. Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Киевская Русь по своему положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, , в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной
Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.
Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы, заставляла людей искать объединения. Достойно особого внимания, что эта тяга к более широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством, сказывалось, прежде всего, по торговым и военным дорогам Руси, там, где вырастали первые государственные образования. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.
Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.
На Руси появился новый общественный институт- православная церковь Духовенство как носитель знаний и грамотности выступало в качестве школьных учителей Активно участвовала церковь и в процессе распространения христианства: с расширением границ княжеских владений строились новые храмы, а в городах основывались епископские кафедры
Христианское мировоззрение.
Князя и его дружину вполне устраивал утверждаемый новой верой принцип богоустановленности власти и всего существующего на земле порядка. Христианство возвышало личность человека, созданного по образу и подобию Божьему
Двоеверие.
Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе. Христианизация встречала сопротивление населения. Неоднократно поднимались восстания против христианизации. И в городе, и в деревне христианизация привела к двоеверию -- смешению языческих и христианских верований и обрядов. Сочетанию церковной культуры и повседневной жизни соответствовало двуязычие: в храме звучал церковнославянский (древнеболгарский) язык, а в миру говорили на разговорном древнерусском. При рождении человек получал два имени - языческое и крещальное.
Духовенство постепенно и осторожно вводило языческие ритуалы в рамки церковного календаря: святки стали частью праздника Рождества, а ночь на Ивана Купалу
Значение принятия христианства.
Христианство создало широкую основу для объединения всех народов русского общества. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности.
- I курс экзаменационные вопросы по культурологии
- 1. Понятие и сущьность культуры
- 2. Понятие и сущьность ядра культуры
- 3. Предмет культурологии и место ее среди других наук
- 4. Общие положения психоаналитической концепции культуры з.Фрейд, к.Юнг.
- 5. Основные положения культурологической концепции к. Леонтьева
- 6. Основные положения культурологической концепции н. Данилевского
- 7. Сущность аксиологической концепции культуры
- 8. Методы исследования мировой культуры
- 9. Общая характеристика антропологического блока культуры
- 10. Общая хар-ка философского блока культуры
- 11. Сущность деятельностной концепции культуры
- 12. Особенности культуры первобытного общества
- 13. Особенности культуры древнего египта
- 14. Особенности культуры эпохи античности
- 15. Особенности культуры эпохи средневековья
- 16. Особенности культуры нового времени
- 17. Особенности культуры эпохи возрождения
- 18. Крещение и христианизация руси: особенности и значение
- 19. Элементы язычества в русской культуре
- 20. . Культурологические проблемы развития россии