logo

1.3. Перспективы развития выставочного бизнеса в России

Если кратко ответить на вопрос, каков долгосрочный прогноз и каковы тенденции развития выставочного бизнеса в России на ближайшие годы, то здесь, по высказываниям экспертов, намечаются следующие направления:

  1. Увеличение объемов выставочных мероприятий в регионах и, как следствие, некоторое снижение активности регионов по участию в крупных московских международных выставках.

  2. Замедление количественного роста числа мелких специализированных выставочных мероприятий. Объединение нескольких мелких выставочных мероприятий в одно путем слияния или поглощения.

  3. Широкое вовлечение средств Интернета в процесс подготовки и проведения мероприятий, появление полноценных Интернет-экспозиций.

  4. Увеличение рекламных бюджетов и повышение качества предоставляемых услуг за счет более узкой специализации компаний выставочного сервиса.

С некоторыми из этих предложений можно спорить, особенно, что касается Интернета. Но настоящие темпы развития различных отраслей промышленности при соответствующей конъюнктуре рынков и востребованности выставочных услуг позволяют делать именно такие прогнозы.

Своеобразность настоящего момента заключается в том, что компании, которые по разным причинам не смогли стать членами Союза выставок и ярмарок (СВЯ), ищут возможности вступить в другие объединения. Сейчас около 80 % всех организаторов выставок и предприятий, работающих по обслуживанию мероприятий, объединены в какие-то структуры.

То есть в перспективе появилась возможность согласовать действия этих структур, отодвинув на второй план конфронтацию и лоббирование чьих-то интересов. В России возможно создание структуры типа "собрания представителей", роль которого, конечно, может взять на себя и действующий СВЯ, если вспомнить задачи, для решения которых эта организация создавалась.

На сегодня наиболее продуктивным считается именно этот путь, - путь координирования интересов союзов и объединений в одном органе, решения которого будут решениями представителей каждого региона и каждого объединения.

Рынок выставочных услуг у нас далек от совершенства. Явно недостаточной является правовая база. Необходимы совместные усилия правительства и всех заинтересованных сторон именно для создания общей структуры, объединяющей интересы организаций выставочного бизнеса.

Понятно, что любая услуга востребована тогда, когда она конкурентоспособна. Конкурентоспособность выставочных услуг во многом определяется наличием достоверной информации, удобной любому пользователю. Сейчас в России обсуждаются критерии оценки и добровольной сертификации выставочных услуг, которые и могут определить рейтинги выставочных мероприятий по всей стране

Речь идет именно о добровольной сертификации. Сегодня только та организация, которая хочет поднять свой престиж, должна обращаться с просьбой о выдаче соответствующего сертификата. Путь российского выставочного бизнеса основывается на опыте сертифицирования и лицензирования других видов деятельности. Как это сложится в практической деятельности - зависит во многом от четких согласованных действий всех структур, имеющих возможность влиять на рынок выставочных услуг. Экспоненты будут решать, каких застройщиков брать - с сертификатом или нет, кому доверять вопросы таможенной очистки, доставки грузов, издания каталогов, дизайна стендов. Сертифицирование услуг должно стать своеобразной оценкой качества.

Важно знать уже сейчас, какой орган будет выдавать сертификаты, а значит "гарантировать". Этот орган, несомненно, должен представлять интересы не только организаторов выставок, но и всех профессионалов выставочного бизнеса.

Многие руководители уже осознали, что настало время профессионального подхода во всем. Каждый должен заниматься своим делом. Только тогда выставочное дело в России будет отвечать уровню мировых стандартов, на которые необходимо равняться. Пока только расценки в России находятся на среднеевропейском уровне (Иностранные компании привыкли получать за такие деньги более высокое качество работ).

Итак в выставочной работе сегодня явно наметились сдвиги в решении многих проблем, но повышать в дальнейшем ее уровень можно лишь путем ужесточения конкурентной борьбы на рынке, сертификацией услуг, созданием соответствующей нормативной и правовой базы.

Выставочный бизнес должен стать для России одним из ведущих секторов экономики, поскольку есть реальные результаты и есть реальные перспективы.

О программе развития выставочной деятельности в РФ

В настоящее время в Российской Федерации формируется многоуровневая система государственной координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Целью осуществления государственной координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности является обеспечение условий для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, расширение сбыта их продукции на внутреннем и внешних рынках, а также создания предпосылок для интенсификации развития отраслей экономики страны. Союз выставок и ярмарок (СВЯ) вышел с предложениями Министерству экономического развития РФ утвердить Программу развития выставочной деятельности в федеральных округах РФ.В ей в частности подимаются следующие вопросы: В области совершенствования организационной структуры координации и поддержки в выставочно-ярмарочной деятельности. Практически во всех субъектах Российской Федерации в настоящее время созданы структуры координации выставочно-ярмарочной деятельности в виде комитетов и советов при региональных органах исполнительной власти. Именно на региональном уровне нарабатывается первый практический опыт координации выставочно-ярмарочной деятельности, определяются первоочередные задачи совершенствования ВЯД, формируются предложения по ее поддержке на федеральном уровне. Опыт координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности в Северо-Западном федеральном округе подтверждает важность создания в федеральных округах структур, координирующих деятельность региональных комитетов и советов, а также обобщающих их предложения на межрегиональном уровне. Такими структурами могут стать советы или комитеты, образуемые при полпредах Президента Российской Федерации в федеральных округах или созданные по их решению и при их поддержке на основе отраслевых союзов и ассоциаций, ассоциаций экономического взаимодействия субъектов, объединений торгово-промышленных палат и пр. Одной из важнейших функций этих межрегиональных структур является осуществление связи с Комиссией Правительства Российской Федерации по развитию выставочно-ярмарочной деятельности, МЭРТ как рабочим органом Комиссии, и таким образом, представление интересов субъектов своего округа на федеральном уровне государственной системы координации и поддержки выставочно - ярмарочной деятельности. (ВЯД) В области информационной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. В целях обеспечения достоверных информационных потоков в области ВЯД необходимо создание федеральных информационных ресурсов с использованием печатных и электронных СМИ. Подобные СМИ могут предоставлять всем заинтересованным сторонам программные выставочные материалы, решения федеральных и межрегиональных структур, опыт координации выставочно-ярмарочной деятельности в округах и регионах Российской Федерации, а также материалы методического и аналитического характера. В области ведения статучета и анализа выставочно-ярмарочной деятельности. С целью создания механизмов, позволяющих вести учет и анализ в области выставочно-ярмарочной деятельности в округах и регионах Российской Федерации, а также разработки прогноза ее развития, необходимо создание единой базы данных выставочной деятельности в Российской Федерации. Это позволит прогнозировать перспективы ее развития и оперативно разрабатывать меры по ее совершенствованию. Подобную работу может проводить МСВЯ, имеющий БД и проводящий работу через межрегиональные структуры координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности по сбору недостающей информации. В области совершенствования финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Финансовая поддержка ВЯД в Российской Федерации должна быть защищена отдельной строкой федерального бюджета. Финансирование выставочной деятельности из федерального бюджета должно отражать приоритеты развития российской экономики, принципы определения критериев отбора проектов для оказания финансовой поддержки в каждой группе определяются самостоятельно.

Таково видение проблем и предложения профессионалов на перспективу развития выставочного бизнеса в России.