logo
Учебное пособие для ИСЗ

Этапы развития джаза

1880 – 1890 гг. Новый арлеан на основе рэгтайма

  1. Чикаго Нью-Йорк джаз – бэнд (до 10 человек)

1930 Свинг – биг бэнды – ритмоформулы

4-5 – саксофоны

3-4 – трубы

3-4 – тромбона

1940 эра биг бэндов и би – бопа

1950 Стиль кул (прохладный джаз)

свободные формы

  1. Джаз-рок

фри-джаз

  1. новый этап диксиленда

стиль прогрессив

За годы развития джаза в СССР выросло несколько поколений исполнителей, композиторов, аранжировщиков, так или иначе связанных с джазом. В настоящий момент в одном джазовом концерте можно услышать как произведения, созданные в 20/30 годы признанными мастерами советской музыки, так и написанные начинающими молодыми авторами.

История советского джаза начинается в начале 20-х годов, точнее с 1922 года, когда в Москве был организован первый советский джаз-ансамбль, или, как это тогда называлось, «джаз-банд». Первое выступление ансамбля состоялось в октябре 1922 года в Большом зале Государственного института театрального искусства и прошло очень успешно. Незадолго до этого поэт Валентин Парнах опубликовал несколько статей о джазе и, фактически оказался первым, кто привлек к нему общественное внимание.

Для популяризации джаза в эти годы много сделали Леонид Варпаховский /Москва/, Юлий Мейтус /Харьков/, организовавшие джазовые ансамбли. Джаз в те годы делал свои первые шаги. И поэтому неудивительно, что репертуар этих ансамблей носил случайный характер и ориентировался, в основном, на музыку, услышанную от гастролировавших в 1926 году в СССР американских ансамблей под управлением Фрэнка Уитерса /с Беше и Смитом/, и негритянской оперетты «Шоколадные ребята» под управлением Сэма Вудинга. Ансамбль Сэма Вудинга являлся в те годы одним из популярных гарлемских ансамблей, часто гасролировавших в Европе; выступление вызвало большой интерес у советских слушателей. Началась горячая полемика о джазе, которая продолжалась долгое время.

Создание в 1927 году оркестра под управлением Александра Цфасмана («АМА-джаз») в Москве и почти одновременно оркестра под управлением Леопольда Теплицкого в Ленинграде, положило начало профессиональному джазу в СССР. Репертуар этих оркестров составляли, в основном, произведения зарубежных авторов, джазовые транскрипции сочинений композиторов-классиков, блюзы и спиричуэлс.

Теплицкий, командированный Наркомпросом в Нью-Йорк и Филадельфию с целью изучения музыки для немых фильмов, возвратился в Ленинград под большим впечатлением от оркестра Пола Уайтмена. Стиль оркестра П.Уайтмена, внешне блестящий и отточенный, хотя и не являлся подлинным джазом, тем не менее сыграл значительную роль в его развитии. Стиль этого оркестра вошел в историю под названием «симфоджаз».

В 1929 году в Ленинграде создается другой джазовый оркестр под управлением Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева («Ленинградская джаз-капелла»), который включает в программу концертных выступлений кроме зарубежных пьес, произведения молодых советских авторов, работающих в области джаза – Алексея Животова, Генриха Терпиловского, Николая Минха и др. Их стиль отличали серьезность эстетических устремлений и некоторой академизм. «джаз-капелла» просуществовала до 1935 года и внесла значительный вклад в развитие советского джаза.

В марта 1929 года состоялась премьера «ТЕА-джаза», организованного актером Ленинградского Театра Сатиры Леонидом Утесовым и трубачом Яковом Скоморовским. «ТЕА-джаз», т.е. театрализованный джаз, строил свои выступления по определенному сценарию, включая в программу эстрадные номера, песни, танцы, скетчи и т.д. Именно для этого коллектива стал писать музыку Исаак Дунаевский. Хотя в основе репертуара этого оркестра была песня, в его программы нередко включались и джазовые инструментальные произведения.

Утесов называл советский джаз той поры песенным. Песенный театрализованный оркестр.

Появившиеся новые оркестры – Я.Скоморовского, Г.Ландсберга, А.Цфасмана, а также А.Варламова /созданный в 1933 году и выступавший некоторое время с негритянской певицей Целестиной Коол/ - исполняли преимущественно инструментальную музыку, близкую к джазу. Основное место в репертуаре оркестра А.Варламова занимали собственные аранжировки, сделанные с большим мастерством. Оркестр стал записываться на пластинки. В то время оркестром А.Варламова сделан был шаг к серьезному джазу, ближе всех подошел он к пониманию джазового стиля.

В эти годы репертуар джаз-оркестров постепенно расширяется за счет произведений советских композиторов. В исполнении оркестров звучат джазовые сюиты Д.Шостаковича, А.Животова, джаз-рапсодии. И.Дунаевского, пьесы Г.Терпиловского, Г.Дандсберга, А.Варламова, Л.Шварца, А.Цфасмана, Дм. И Дан.Покрассов и др. В 1938 году в Москве создается Государственный джаз-оркестр /худ. руководитель М.Блантер, главный дирижер В.Кнушевицкий/. Тогда же был организован и оркестр Всесоюзного радиокомитета, которым вначале руководил А.Варламов. Советская джазовая музыка стала регулярно звучать по радио. В 1940 г. аналогичный коллектив создается Н.Минхом на Ленинградском радио. В этот же период создаются джазовые коллективы в других союзных республиках.

В Антологии советского джаза выпущены пластинки с записями оркестров:

Я.Скоморовского

А.Цфасмана

Л.Утесова

Виктора Кнушевицкого и др.

Во время Великой Отечественной войны советское музыкальное искусство активно включалось в борьбу, используя различные художественные средства. Джаз-оркестры в кратчайшие сроки подготавливают свои новые программы и выезжают на фронт. На фронтах выступали эстрадные и джазовые оркестры Александра Варламова, Виктора Кнушевицкого, Александра Цфасмана, Бориса Карамышева, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Юрия Лаврентьева, Исаака Дунаевского, Якова Скоморовского и др.

Во время войны создавались оркестровые произведения для джаза А.Цфасмана, А Варламова. Созжано много прекрасных песен. Такие песни, как «Темная ночь» Н.Богословского, «Вечер на рейде» В.Соловьева-Седого живут сегодня не только как произведения песенного жанра, но и как инструментальные джазовые композиции.

В послевоенный период постепенно начали определяться дальнейшие пути развития джаза в СССР. Предложенные Л.Утесовым в конце 40-х годов термин «Эстрадный оркестр» и «Эстрадная музыка» помогли процессу дифференциации в данном жанре. В 1949 году в Таллине был проведен первый в нашей стране джаз-фестиваль.