1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
Чем дальше отдаляется от нас время войны, тем утвердительнее историки и исследователи отмечают, что на Земле против государства и его народов не было развязано и проведено войны более жестокой и агрессивной, нежели война фашисткой Германии против Советского Союза. Война была спланирована на внезапное, быстрое и полное завоевание нашей страны.
Чтобы понять, какие неимоверные усилия были необходимы к отпору врагу, нужно представить насколько он был силен и подготовлен к войне материально и идеологически.
Достаточно отметить, что за 5 месяцев до нападения на СССР Германия оккупировала всю Европу. Причем это далось ей легко. Дания оккупирована за 1 день, Голландия – за 5 дней, Польша – за 16 дней, Бельгия – за 19 дней, Франция – за 44 дня, Норвегия – за 60 дней и так далее. Короче говоря, в войну были ввергнуты 64 страны. Таким образом, Германия обеспечила себе максимум материальных и людских сил для ведения войны против нашей страны.
В войне с врагом потребовались все имеющиеся силы страны и народа, все ресурсы – людские, материальные, духовные, культурные, военные. Не случайно, война Советского союза названа Великой, Отечественной, Священной и Освободительной.
Вся страна с Запада до Востока, с Севера до Юга была превращена в единое военное борющееся государство, отстаивающие в жестокой схватке с врагом свою свободу. Война длилась 1418 дней и ночей.
В Великую Отечественную войну каждый час был насыщен не только верностью делу, военными и трудовыми подвигами, величием духа и желанием победы, но и неисчислимыми потерями родных и близких, страданиями, человеческим горем, жизнью многих людей в оккупации, уничтожением в пламени войны материальных и духовных ценностей.
Но, при всем этом, советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне.
Каковы главные причины Победы?
Прежде всего, это невиданный патриотический порыв народа к защите своей страны, своей земли, своей Родины.
На второй день войны военкоматы работали круглосуточно, люди выстраивались в огромные очереди, чтобы добровольцами попасть на фронт. Уже в первые дни войны сформировались дивизии народного ополчения. Тысячи людей ушли в партизаны, которые становились для германской армии непрекращающейся операцией мести. Люди, сами не доедая, сдавали кровь для армии, тысячи людей помогали безвозмездно в военных госпиталях.
Второе условие Победы в войне – это труд советского народа, постоянный, героический, непрерывный на фронте и в тылу. Чрезвычайных трудовых и организационных усилий потребовала эвакуация десятков тысяч военных предприятий на Урал и в Сибирь и организация их работы на местах, даже зимой под открытым небом, уже через 1-2 месяца дающих военную продукцию.
Люди работали столько, сколько могли стоять у станков. Работали все – женщины, дети, подростки, старики. Замечу при этом, что заработная плата выдалась облигациями, мылом, иногда тканью. Были отменены отпуска и выходные дни. Продовольствие люди получали по карточкам.
Уральцы сибиряки, народы южных республик СССР приняли тысячи эвакуированных детей, женщин, стариков, приютили их, этим спасли. Люди тыла постоянно и в огромном количестве готовили и посылали незнакомым бойцам на фронт посылки с варежками, носками, шапками, полушубками, валенками, теплым бельем. То есть помогали фронту всем, чем могли. Потому, что для каждого человека в войну главным был лозунг «Все для Победы, все для фронта». Именно в нем нашел свое выражение трудовой подвиг народа. В целом же это было время жесточайшей экономии во всем, жесточайшей дисциплины, всеобщей трудовой повинности.
За годы Великой Отечественной войны в Зауралье и на востоке страны были расположены и введены в строй 2250 крупных предприятий, в среднем по 2 предприятия в сутки.
Особо отметим, что Победе также способствовал свободолюбивый, непокорный дух советского народа, его сознательность и чувство национальной гордости. Этот дух всячески поддерживался государственной властью. Уже на третий день войны поэт Лебедев-Кумач пишет стихотворение «Священная война». Также через три дня Александр Александров пишет музыку на эти стихи. Вскоре с Курского вокзала песней, первые слова которой «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…», провожают бойцов на фронт. И сегодня эта песня в исполнении ансамбля Александрова поднимает самые сокровенные, самые глубокие чувства о войне и Победе не только у нашего народа, но и во многих государствах мира.
Страна в военное время не только заботилась о сохранности духовных ценностей, но и использовала их для подкрепления и поддержания сил как фронтовиков, так и тружеников тыла. Эрмитаж эвакуирован в Свердловск, Третьяковская галерея и Большой театр – в Новосибирск, театр Вахтангова и ценности ряда музеев – в город Омск, Севастопольская картинная – в Томск и так далее. И все это действовало, работало в тылу. В войну созданы, может быть, самые задушевные, самые лучшие, самые народные песни, музыка, кино, литература и поэзия.
Нужно отметить, что, несмотря на тяжесть обстановки, система образования работала без перебоя. Более того, во многих городах открывались новые учебные заведения, как необходимый ответ на требования дня.
Недавно проведено исследование институтом политической культуры. На вопрос «В какое время в России более всего имела место национальная гордость и по какому поводу?» более 70% опрошенных ответили – у советских людей по поводу Победы в Великой Отечественной войне.
Ценнейшей основой победы необходимо назвать дружбу народов Советского Союза. К сожалению об этом мало сейчас говорят. Но в Великой Отечественной войну дружба народов перестала быть виртуальным понятием, она превратилась в реальное явление, а именно – в единство народа, с единым национальным самосознанием, единой волей, единым стремлением. Для всех Родина была одна и ее нужно было защищать.
Тысячи ленинградских детей, народов Украины, Белоруссии получили приют в республиках средней Азии. Дивизии, полки, батальоны были многонациональны. Несовершеннолетние дети, как сговорившись из всех республик тайком убегали на фронт. Многие затем назывались «сынами полка».
Это говорит о едином восприятии войны и долга народами всех республик Советского Союза. Известны случаи предательства, трусости, страха, тунеядства, дезертирства, безнравственности и несознательности в тяжелые годы войны. Но, не они решали исход дела.
Совместными усилиями народов нашей страны, их самоотверженным трудом, волей и героизмом армии достигнута одна на всех – Великая Победа. Наша страна не только отстояла свою независимость, но и освободила Европу от оккупации. Европа никогда в жизни не говорила по-русски так много слова «Спасибо», как в год освобождения ее советской армией.
Победа досталась советскому народу очень дорогой ценой. На полях сражений, в оккупации, в плену погибло около 20-ти миллионов человек, более 10-ти миллионов человек остались инвалидами. Не было семьи, трудового коллектива, которые бы не понесли людских потерь или их близкие не были участниками войны.
Великая Отечественная война превзошла все прошлые войны не только по тяжести испытаний, но и по духовному подъему, состоянию, которое пережил народ в тяжелые дни мук. Именно тогда люди проявили свои высочайшие качества - нравственность, преданность Родине, мужество, терпение, героизм, любовь к родной земле.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры