Базилика священномученика Аполлинария в Классах
Базилика была освящена 9-го мая 549 года епископом Максимианом и построена на месте захоронения первого епископа Равенны – святого Аполлинария. Место погребения святителя находится в середине центрального нефа базилики и представляет собой мраморную плиту с постаментом. У этого надгробия и следует помолится святому епископу-мученику Аполлинарию. В соборе притягивает взор широкая поверхность мозаичных полей. В апсиде храма, относящейся к VI веку, на зеленом фоне возвышается фигура святого Аполлинария, который поверх своей туники несет ризу с многочисленными золотыми пчелами – символ красноречия. Первый епископ изображен здесь в момент поднятия рук к молитве, с тем, чтобы Бог дал свою милость верующим, доверившимся его защите: сами верующие появляются под видом двенадцати белых овец, столпившихся вокруг него. Все это иллюстрирует последние слова проповеди, которую читал святой Петр Хризолог в честь святого Аполлинария: «Ecce vivit, ecce ut bonus Pastor suo medio assistit in grege» «Здесь стоит он, как добрый пастырь посреди своей паствы». Вверху, посреди золотого неба в круглом поле, украшенном драгоценными камнями, изображен византийский крест с греческой монограммой «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». По бокам большого круглого поля стоят фигуры Илии и Моисея, появляющиеся из облаков. Символически здесь изображено Преображение Господне на горе Фавор, в котором учавствовали и апостолы Петр, Иаков и Иоанн, представленные в образе трех белоснежных овец, стоящих в нижней зоне с повернувшими головами в сторону украшенного драгоценными камнями креста. В промежутках между окнами стоят фигуры последующих епископов Равенны, но не упомянутых в православных святцах, Северия, Экклезия, Урсия и Урсициния. По бокам апсиды справа изображены жертвы Авеля, Авраама и Мельхиседека, а слева император Константин IV Погонатос со своими братьями Иераклием и Тиберием.
- 1. Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства.
- 2. Периодизация истории византийского искусства. Характеристика основных периодов. Религиозные и эстетические принципы византийского искусства.
- 3. Происхождение византийской архитектуры. Основные типы культовых и гражданских построек (IV-V вв.).
- 2. Византийская городская застройка.
- 5. Христианский храм: назначение, структура, символика.
- 6. Дионисий Ареопагит «о небесной иерархии». Основные идеи.
- 8. Памятники архитектуры Равенны.
- 9. Постройки времени Юстиниана. Софийский собор в Константинополе: тип, конструктивное решение, образ.
- 10. Мозаики Равенны. Базилика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
- Базилика священномученика Аполлинария Нового
- Церковь Святого Духа и Крещальня арианцев
- Кафедральный собор и Крещальня (Баптистерий) православных
- Церковь святого мученика Виталия
- Базилика священномученика Аполлинария в Классах
- 11. Ранневизантийские иконы.
- 12. Искусство иконоборческого периода. Смысл иконоборческой позиции и ее воздействие на искусство.
- 13. Крестовокупольный тип храма, его конструктивные, композиционные и образные особенности.
- 14. Архитектура IX-XII вв. Строительство в Константинополе.
- 15. Архитектура IX-XII вв. Строительство в провинциях.
- 16. Монументальная живопись IX-XII вв. Основные памятники. Общая характеристика системы росписи и стилистики.
- 17. Мозаики Сицилии и Венеции.
- 18. Иконопись IX-XII вв.
- Македонское Возрождение (867 - 1057 гг.)
- Эпоха Комнинов (1057 - 1204 г.)
- 19. Архитектура XIII-XV вв.
- 20. Мозаики Кахриэ Джами и другие памятники монументальной живописи XIV-XV вв.
- 21.Фрески Кахриэ Джами. Особенности иконографии и стилистики.
- 22. Иконопись палеологовского периода.
- 23. Византийская миниатюра. Основные принципы оформления книги.
- II. Евангельские сюжеты 1. Искушение Христа в пустыне.
- 6. Притча о сеятеле.
- 7. Притча о потерянной овце.
- 8. Притча о блудном сыне.
- 9. Притча о богаче и Лазаре.
- 10. Крещение.
- 14. Благовещение.
- 15. Вознесение.