Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
Национальные.
Иудаизм Он является государственной религией Израиля. Возник во 2-м тысячелетии до нашей эры, среди семитских кочевых племен Аравийского полуострова. Его особенности признание единого Бога Яхве, догмат о "богоизбранности" евреев, вера в приход мессия и загробное существование. Религиозные представления иудаизма долгое время передавались в устной традиции и только в 1-ом тысячелетии до н. э. постепенно были закреплены письменно. Одним словом, вначале боги выступали только как олицетворение сил природы, а также морально-нравственных предписаний, а потом - олицетворение социальной власти, сил природы и моральных предписаний. Сейчас мы уже можем представить себе развитие религии в виде целого дерева. И для нас сейчас религия - явление духовной культуры, определенный тип мировоззрения, имеющий свою социальную природу и функции. Религия одна из форм общественного сознания, специфической чертой которой является вера в сверхъестественное. Ее социальная природа - развитие на почве зависимости сознания людей от неподконтрольных сил. Есть такие одушевленные силы, непомерно превосходящие силы человеческие, они вторгаются в природные и общественные процессы, несут в себе черты случайности, катастрофичности. Здесь возникают у людей понятия рока и судьбы. В представлениях о "высших силах" причудливо сплетались начала добра и зла. Демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. От кошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам. Поклонение "высшим силам" постепенно приводит к понятию (образу) Бога - высшего существа, достойного поклонению. Бог - владыка и одновременно заступник, спаситель человека. Джайнизм Возникает в VI веке до н.э. в Индии как следствие демократического духа поисков новых религиозных систем, противостоящих откровенно кастовому, аристократически замкнутому брахманизму. Основоположник - Махавира Джина, который считается и джайнизма последним из 24 тиртханкаров ("нашедших брод, т. е. тех, кто сумел добиться освобождения от кармы и круга перерождений). Как и все другие дневнеинднйские доктрины, учение джайнов исходило из того, что дух, душа человека безусловно выше его материальной оболочки. Достичь мокши - цели джайнов - значит освободить душу от материи. При этом джайны считают материальной и карму, которая является основой всей остальной, более грубой материи. Связи душ с кармой сложны, но в любом случае губительны для душ. Освободиться от кармы нелегко. Она всегда опутывает человека, постоянно притекая к нему вновь и вновь. Первая задача джайна - осознать это и сделать все, что в его силах, для прекращения этого притока. Чтобы добиться этого, нужно, следуя советам наставника, получить необходимые познания и выработать определенные нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа идущего к осуществлению цели джайна сможет постепенно обеспечить истощение, а затем и отпадение всей остальной кармы. И только после устранения этой веками накопленной кармы джайн может рассчитывать на достижение мокши или освобождение. Это учение было открытым для всех, что выгодно отличало его от брахманизма, доступного лишь для избранных. Однако широкой популярности оно так никогда и не приобрело столь крайнее в своих проявлениях, пуритански - строгое, фанатичное в приверженности своим принципам, это учение просто не могло рассчитывать на нее. Индуизм Религия основной части населения Индии, возникла в конце первого тысячелетия до н. э. в процессе соперничества буддизма с брахманизмом как результат преодоления этого соперничества. В конечном счете, индуизм стал глобальным конечным итогом всех древнейших религиозно - философских поисков этой страны. Индуизм вобрал в себя немало древних верований и культов, впитал и ассимилировал практически все, что было в пределах возможностей этой религиозной системы, поэтому он так близок понятию "индийский образ жизни". Главнейшими понятиями индуизма являются атман (индивидуальная душа) и брахман (вселенская душа). Они не связаны ни с временем и пространством, ни с причинно-следственными отношениями. Атман и брахман противостоят природе (пракрита), развивающейся во времени и пространстве по законам причинно-следственных отношений. Согласно индуизму, конечная цель всякого прогресса - это освобождение атмана от природы и слияние его с брахманом. Связь души с природой регулируется законом кармы, сущность которого сводится к следующему: атман, став "живой" душой, воплощенной и тоже какого-либо живого существа, совершает действия, хорошие или дурные. Карма - это влияние этих действий. Она оставляет душу в состоянии подверженности рождениям и смертям (самсара) и обрекает ее на следующее рождение. Причем состояние (богатство, бедность, почет, унижение и т. д.), в котором произойдет это рождение, явится воздаянием за поступки, совершенные при прежних рождениях. В представлениях и понятиях индуизма отражалась и закреплялась традиционная кастовая система Индии. Синтоизм Сложный процесс культурного синтеза местных племен с пришлыми заложил основы собственно японской культуры, религиозно - культовый аспект который получил название синтоизма. Синто - «путь духов». Синто - обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Впервые термин "синто" стал употребляться в 18 веке, хотя эта религия зародилась в первобытнообщинном строе. Но в 18 веке возникла потребность отличить синтоизм от буддизма, из которого были заимствованы многие обряды и представления. Б 1868 году синтоизм был провозглашен государственной религией Японии и формально был ею до 1946 года. Согласно синтоизму, связь между божествами и людьми осуществляется через императора (микадо) потомка Аматерасу (богиня солнца) и ее представителя на земле. Микадо считается родоначальником всех японцев, ему воздаются божественные почести. С. поражением Японии во второй мировой войне божественное происхождение микадо стало отрицаться. Конфуцианство (V век до нашей эры Китай)
Одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Основоположник - Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.) Его взгляды были изложены последователями в книге "Луньюй" ("Беседы и суждения"). Согласно этому учению, судьба человека определяется "небом" и то, что люди делятся на "благородных" и "низких", не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий вышестоящему. Важным в этом учении является идеал "благородного мужа", наделенного гуманностью и чувством долга. Гуманность или жэнь включает в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.д. Это человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. В сомнении он должен справляться, в гневе обдумывать поступки, в выгодном предприятии - заботиться о честности. В юности он должен избегать вожделений, в зрелости ссор, в старости - скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины. Познав истину утром, он "может спокойно умереть вечером". Даосизм Он возник в чжоуском Китае одновременно с учением Конфуция, в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-Цзы, жившим в VII веко до нашей эры. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ. Если Дао все порождает, то дэ всё вскармливает. Верхи китайского общества жили по конфуцианским нормам, исполняли обряды и ритуалы в честь предков, Неба и Земли. Любой из тех, кто находился выше уровня простолюдинов или стремился выдвинуться из их среды, должен был подчинить свою жизнь строгому соблюдению этих норм и церемоний. Без знания и соблюдения их никто не мог рассчитывать на уважение, престиж, успех в жизни. Однако ни общество в целом, ни человек в отдельности, как бы ни были они скованы официальными догмами конфуцианства, не могли всегда руководствоваться только ими. Нужно было хоть изредка иметь возможность глотнуть воздуха. отдышаться. Роль духовно-идеологической отдушины играл в Китае даосизм. Сикхизм На рубеже XV - XVI веков с проповедью основ нового учения, призывавшего объединить мусульман и индуистов, выступил легендарный Нанак, основатель учения сикхов. На его родине, в Пенджабе, влияние ислама было очень заметным, так что Нанак испытал его еще в детстве, когда обучался и в индийской школе, и у мусульманского учителя. Из ислама в форме распространенного в те времена в Пенджабе суфизма Нанак заимствовал идею о том, что бог - это добро и любовь, что следует стремиться к слиянию с божеством под руководством наставника - гуру. Именно таким гуру в глазах его последователей - сикхов и считался сам Нанак. Сикхи (буквально "ученики", т. е. последователи гуру Нанака) прежде всего, подчеркивали равенство всех перед Богом и, как первое следствие этого, полную свободу от кастовых различий и ограничений. Выступая против каст и брахманов с их ритуалами, против аскетизма, за широкое участие мужчин и женщин в активной жизни, гуру Нанак в качестве символа освобождения от оков касты ввел принцип совместной трапезы и общей кухни - все равны, все едят одно и то же рядом друг с другом в сикхских храмах - гурдварах. В этих же гурдварах сикхи собирались по праздникам, которые служили своеобразными общественными центрами местного населения. Гуру Нанак резко выступил против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и самосожжения вдов (сатн).
Мировые религии.
Буддизм — старейшая из трёх мировых религий, возникшая на северо-востоке Индии в VI—V вв. до н. э. Её основателем считается принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будды (букв, «пробуждённый» или «просветлённый»). В начале нашей эры Б. разделился на две ветви: хинаяну и махаяну. В Б. отсутствует противопоставление субъекта и объекта, духа и материи. В основе религии лежит учение о «четырёх благородных истинах»: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. По Б., жизнь — это выражение «потоков» нематериальных частиц — дхарм, сочетания которых определяют бытие всего существующего. Перерождение происходит в соответствии с законом кармы — воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Нравственный идеал Б. — не причинять никому вреда. Целью любого буддиста является достижение нирваны — состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой.
Ислам — одна из трёх мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии. Её основателем является Мухаммед, в 610 выступивший в Мекке как пророк. Священная книга ислама — Коран, составленный после смерти Мухаммеда по его высказываниям. Пять основных «столпов Ислама»: 1) вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяц рамадан (сауи); 5) паломничество в Мекку, совершаемое хотя бы раз в жизни (хадж). Вся правовая система И. заложена в особом своде правил — шариате. Мусульмане признают бессмертие души и загробную жизнь. Обязательным условием для каждого верующего является обряд обрезания. В И. существует запрет на изображение живых существ. В X в. была создана система теоретического богословия — калам.
Православие (греч. orthodoxia — «правильное суждение», «правильная слава») — одно из трёх основных направлений христианства. Стало самостоятельным после разделения церквей на Западную и Восточную в 1054. Нет строгого организационного единства, существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам. Не признаётся догмат о непорочном зачатии Богоматери. Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. Приняты семь таинств. В большинстве стран богослужение проводится на национальных языках.
Христианство — одна из трёх мировых религий, возникшая в Палестине в I в. н. э. В начале IV в. X. становится государственной религией Римской империи, а к XIV распространяется почти по всей Европе. В основе X. Лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог послал в мир своего сына, Богочеловека Иисуса Христа, который жил, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Главная книга христиан — Библия. X. верят в единого Бога, существующего в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Очень важным для христиан является представление о первородном грехе. Ещё одна характерная особенность X. — оно может существовать только в форме Церкви (это или сообщество верующих, или храм, или форма христианской веры). Священный символ X. — крест. Все христиане верят в грядущий конец света и во второе пришествие Христа.
- Билет №2 Язык и текст как основные источники данных для востоковеда
- Билет №3 Генетическая классификация языков стран Азии и Африки.
- Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
- Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.
- Билет №6 Источниковедение и историография.
- Билет №7 Формационный и цивилизационный подходы в исторических исследованиях.
- Билет № 8.Отечественное востоковедение в 18-19 вв.
- Билет № 10.Основные этапы истории Восточного факультета.
- Билет №11 Понятие «этнического» в отечественной и западной традициях.
- Билет №12 Структура этнической культуры.
- Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
- Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
- Билет № 15 Роль этнопсихологии в изучении культур Азии и Африки
- Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
- Государственная Религия
- Билет № 17 Восток как родина мировых религий.
- Билет №18 Основные положения буддизма
- Билет №19 Основные положения ислама.
- Билет № 20 Что роднит социально-культурную антропологию
- Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.
- Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет № 23Антропология права как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет №24 Основные школы геополитики.
- Билет №25 Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.
- Билет № 26 Геополитическая доктрина евразийства(н.С.Тубецкой,п.М.Савицкий,г.В.Вернадский и др.)
- Билет № 27 Языковая ситуация в Южной Азии
- Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
- Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
- Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
- Билет № 31 Древнеиндийская (санскритская) литература 1 тысячелетия н.Э. (драматургия, поэзия, проза, научная литература).
- Билет № 32 Ригведа - древнейший культурный текст Южной Азии. Состав и содержание Ригведы. Ведийская мифология.
- Билет № 33 Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона.
- Билет № 34 Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии.
- Билет № 35 Колониальные владения в юва.
- Билет № 36 асеан: история и современность.
- Билет № 37 Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия».
- Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.
- Билет № 39Характеристика этнолингвистической ситуации в регионе Центральной Азии.
- Билет № 40 Характеристика специфики формы правления, государственного устройства и социально-экономического развития одного из государств региона Центральной Азии (по выбору студента).
- Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
- Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
- Билет № 45 Роль антропогенного фактора в распределении и использовании природных ресурсов на Африканском континенте.
- Билет № 46 Общая характеристика включенности Африки в общемировой хозяйственный процесс.
- Билет № 47 особенности социально-экономического и политического развития в странах Африки.
- Билет № 48 Этноконфессиональная ситуация в странах Африки.
- Билет № 49 Роль заимствований в материальной культуре и духовной культуре стран Африки.
- Билет № 50 Основные этапы и особеннгости этногенеза в Африке.
- Билет № 51 прикладное востоковедение в истории внешнеполитической службы России.
- Билет № 52 прикладное востоковедение в истории военной службы России.
- Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
- Билет № 54 прикладное востоковедение в ссср.
- Билет № 55 Прикладное востоковедение сегодня.