3.1. Культура Месопотамии
Месопотамией (или Междуречьем) древние греки называли земли между реками западной Азии (между Тигром и Евфратом). С 4 тысячелетия до н.э. здесь существовали, сменяя друг друга, и, словно бы передавая эстафетную палочку культурного развития несколько государств и этнических общностей: вначале – Шумер и Аккад, затем – Вавилон, Ассирия, Иран.
Территория Месопотамии была заселена примерно 40 тыс. лет назад, и уже к 4 тыс. до н.э. здесь сформировалась самобытная культура.
Древнейший период культурного развития Месопотамии связан с развитием Шумера и Аккада. Это – наиболее древние и развитые государства западной Азии, где складываются основы культуры Междуречья: принципы мировосприятия, основы мифологии и искусства. Все последующие государства, развивавшиеся до н.э. на территории Междуречья воспринимают в основном те характерные особенности, которые сложились в самый древний период, в культуре Шумеро-Аккадской.
Фактически Шумерское и Аккадское царства не представляли единства; существует предположение, что их населяли две совершено различные этнические общности – предки арабов (Шумер) и предки монголоидной расы (Аккад). Однако, их характеризует сходство в самых различных культурных феноменах.
В древнейших мифах Месопотамии главное место занимают божества – олицетворения природных сил (божества – податели земных благ) - такие, как Ан (бог неба и отец других богов), Энлиль (бог неба, воздуха, всего пространства от земли до неба) и Энки (аккадский Эа, бог океана и пресных водоемов). Известны так же бог луны Нанна (Аш), бог солнца Уту (Шамаш), богиня плодородия и плотской любви Инанна (Иштар), владыка мира мертвых и бог чумы Нергал, богини-матери Нинхурсаг и Мама (повитуха богов), богиня- врачевательница Гула (первоначально – богиня смерти). С развитием государственности этим богам все больше приписываются социальные функции, связанные с управлением обществом (Ан воплощает идею власти, Уту воспринимается как верховный судья и защитник притесняемых, появляется так же бог-«секретарь» и бог-«носитель трона владыки», покровитель воинов Нинурт).
Позднее в Вавилоне древнейшие верования существенно видоизменяются. В числе наиболее почитаемых здесь выдвигается городской бог Мардук, а так же личное божество «илу» (передается от отца сыну в момент зачатия). Вавилонские боги многочисленны, они очеловечены – как люди стремятся к успеху, обзаводятся семьями и потомством, едят и пьют, им свойственны разные слабости и недостатки (зависть, злоба, сомнение, непостоянство и т.д.).
Важнейшее место в мифологии древней Месопотамии занимают мифы (эпические сказания) о Гильгамеше. По сути, это сказания о первом культурном герое (прообразе более позднего древнегреческого Геракла, германского Зигфрида, русских богатырей и т.д.).
Гильгамеш - легендарный царь г. Уру, сын простого смертного и богини Нинсун, потомок солнечного бога Уту. Сохранилось 5 эпических сказаний о Гильгамеше:
-«Гильгамеш и Ага» (сказание о борьбе героя с Агой, правителем северного объединения шумерских городов);
-«Гильгамеш и гора бессмертных» (рассказ о походе во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе славного имени, борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой, убийство последнего и гнев бога Энлиля за этот поступок);
-«Гильгамеш и небесный бык» (об умерщвлении чудовища - небесного быка);
-«Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» (об изгнании по просьбе богини Инанны исполинской птицы Анзуда и умерщвлении волшебной змеи, поселившейся в божественном саду; описание картин царства мертвых; о дружбе с созданным богами диким человеком Энкиду, призванным убить Гильгамеша);
-«Гильгамеш в подземном мире» (или о смерти героя).
Человек в мифах Древней Месопотамии рассматривается изначально как существо и земное, и божественное, а предназначение его на Земле – труд. Иллюстрацией таких представлений может служить «Поэма об Атрахасисе», где рассказывается о происхождении людей и их работе на благо богов (были времена, когда людей не существовало, и на Земле жили боги – «бремя несли, таскали корзины, корзины богов были огромны, тяжек труд, велики невзгоды…»; в конце концов боги решили создать человека – смешали глину с кровью одного из низших богов, которым пожертвовали ради всеобщего блага). С развитием культуры Месопотамии все большее значение приобретает представление о человеке, как о создании богов, вынужденном трудиться, почитать своих создателей, но при этом не забывать о земных радостях. Мировоззренческие интересы сосредоточены на реальной жизни (миф не обещает посмертных благ человеку: после смерти человек попадает в «страну без возврата», где все находятся примерно в одинаковых условиях).
Мифологическое мышление древнейшей месопотамской цивилизации вырабатывает и первые протонаучные знания, хотя, безусловно, последние невозможно рассматривать в отрыве от мифологического объяснения мира. В рамках сказаний, гимнов богам появляется первый календарь земледельца, первые медицинские книги (записи рецептов). В Вавилоне складывается шестидесятеричная система исчисления времени (часы, минуты, секунды), вычисляется повторяемость затмений. Огромное значение для развития культуры имело оформление и распространение в Месопотамии системы письменности. Изначально это пиктографическая письменность – рисуночное письмо, основанное на условных знаках-символах, затем клинопись. Уже к концу 2-го тысячелетия до н.э. клинопись, заимствованная в Сирии, Персии, Египте становится «международной» системой письменности, а затем постепенно перерастает в алфавитное письмо. (Так, в развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии исследователи обнаружили огромную библиотеку, включавшую древние шумерские глиняные таблички, на которых записаны древние мифы и сказания, законы и исторические притчи.) Важное значение для развития научных знаний, осмысления жизни человека в обществе и регуляции общественных отношений имел первый свод законов (знаменитый свод законов царя Хаммурапи, написанный клинописью на 2-х метровом каменном столбе). Создан он был во 2-м тысячелетии до н.э. в эпоху расцвета Вавилонского царства. Данный свод законов определял деление общества на свободных (авилум) и рабов, однако такое деление не предписывалось как раз и навсегда данное (например, раб мог жениться на свободной женщине, тогда дети от их брака считались свободными).
Искусство Месопотамии выделяется своей яркостью, жизненностью, реалистичностью (статуи и мелкая пластика), свободой. В более позднюю эпоху (искусство Ассирии, Вавилона, Ирана) распространяются фантастические изображения животных – крылатые быки, львы, грифоны. Интересно, что при всей фантастичности изображений, мастера Месопотамии всегда стремились к реалистичности и художественной конкретности изображаемого.
Еще в Шумерах и Аккаде формируются основные принципы, которым следует в последствии все искусство Междуречья. Так, в архитектуре складывается классическая форма храма – зиккурат. Зиккурат - высокая многоступенчатая башня, опоясанная выступающими террасами; она создавала впечатление множества башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом (количество уступов от 4 до 7). Верхняя башня зиккурата рассматривалась как святилище бога (его жилище); внутри верхней башни располагалась статуя бога, как правило, изготовленная из ценных пород дерева или покрытая пластинками золота, которая одевалась в пышные одежды и венчалась короной.
В целом, архитектурные сооружения Месопотамии, подчиняясь материалу, тяжеловесны, прямоугольны, важнейшими элементами архитектурных конструкций являются купола, арки и сводчатые потолки. К сожалению, архитектурные памятники Междуречья практически не сохранились до наших дней (основным строительным материалом служил недолговечный кирпич, высушивавшийся на солнце.). Главной достопримечательностью архитектуры Месопотамии считается Вавилонская башня (так же не сохранившаяся сегодня). По форме это сооружение представляло собой классический зиккурат, высота которого достигала 90 метров; отличительной особенностью этого сооружения стали озелененные террасы башни, позднее известные как «висячие сады Семирамиды» (седьмое чудо света).
В 6 в. до н.э. на территории Месопотамии возвышается Иранское царство (это происходит при правящей династии Сасанидов). Здесь распространяется и развивается одна из первых древнейших религий – зороастризм. Основателем ее считался легендарный Зороастр (в греческой транскрипции Заратустра), живший предположительно в 12 – 10 в. до начала н.э. Зороастр проповедовал новое учение в восточном Иране, но не был признан. Уже после смерти проповедника зороастризм приобретает все больше сторонников и поддерживается государством. Впоследствии образ Заратустры был мифологизирован: согласно мифу он был создан в самом начале бытия, но не как реальный человек, а как духовная сущность и до времени был помещен в ствол дерева жизни.
Канон зороастризма – Авеста (собрание священных книг, содержащих религиозные и юридические предписания, молитвы, гимны). Сущность зороастризма заключается в поклонение огню и вере в справедливую борьбу добра и света со злом и тьмой. В Иране и сегодня существуют храмы огня, имеющие свою иерархию. Самый великий и почитаемый храм огня Бахрама - символа правдивости. Внутри храм представляет собой куполообразный зал с глубокой нишей, где в огромной латунной чаше на каменном постаменте-алтаре помещается священный огонь.
Наряду с общей идеей поклонения огню, символизирующей борьбу со злом, в зороастризме существует свой пантеон богов. Главное божество зороастрийского пантеона Ахурамазда, носитель злого начала – Азриман, символ плодородия - Сенмурава (существо, изображаемое в облике собаки-птицы), богиня любви - красавица Анахиту.
Нравственно-философской основой зороастризма провозглашается этическая триада: благие мысли – благие слова – благие дела. Выполнение ее – обязательное условие правильного образа жизни (по учению Заратустры душа человека уже через 3 дня после смерти идет к месту возмездия на суд, где все деяния человека взвешивают и решают его дальнейшую судьбу: праведников ожидает блаженство, грешников – страшные муки и ожидание окончательного наказания на последнем суде в конце мира).
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?