13. Особенности культуры древнего египта
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Древний Египет - первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство, на протяжении многих веков оно было окружено ореолом таинственности.
Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (3-1 тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Осириса на земле.
IVтыс. до нэ. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. КУЛЬТ ФАРАОНА. Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет считался собственностью фараона.РЕЛИГИЯ. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Боги были олицетворением различных природных явлений. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, считая их своими богами. Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Это Высшее Существо - творец Вселенной - едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ. Важнейшей чертой религии и культуры был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили вбессмертие. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение. Основным условием загробной жизни считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: Усилия египтян, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти ПИРАМИДЫ.Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В III-II тыс. до нэ и пирамиды, и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало многочисленных жертв со стороны населения. Пирамиды строились для фараонов и для знати, Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида фараона Хеопса в Гизе. Перед заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.
Изобразительное искусство отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни. Большое развитие получил скульптурный портрет. Были выработаны определенные типы портретных статуй. Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство ( сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения - золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями). Для изобразительного и монументального искусства было присуще сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. Постоянной будет и система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины - желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды - белые. Такая же условность и постоянство характерны и для монументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик - раскраска и положение - определялись соответствующими нормами, обязательными для ваятеля. Итак, из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие - один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. ЛИТЕРАТУРА, ПИСЬМЕННОСТ, МУЗЫКА. Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, это молитвы богам и хозяйственные записи. Литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись. Музыкальная культура Египта - одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. Ей приписывалась магическая сила. Музыка может вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов. ШКОЛЫ. В III тыс. до нэ при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов. В школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, в школе царила суровая дисциплина, обычны были телесные наказания. Мальчиков обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнениям, плаванию, хорошим манерам. Заключение. В стране было создано огромное множество памятников материальной культуры: произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, ювелирных украшений, скульптур, великолепных архитектурных сооружений. Египетской архитектуре была свойственна простота форм - поверхность зданий изнутри и снаружи была плоской и ровной, а очевидную геометрическую замкнутость и однообразие смягчали лишь настенные росписиси и барельефы. Наиболее известные древнеегипетские памятники - пирамиды. Уже в Античном мире их считали одним из семи чудес света.
- I курс экзаменационные вопросы по культурологии
- 1. Понятие и сущьность культуры
- 2. Понятие и сущьность ядра культуры
- 3. Предмет культурологии и место ее среди других наук
- 4. Общие положения психоаналитической концепции культуры з.Фрейд, к.Юнг.
- 5. Основные положения культурологической концепции к. Леонтьева
- 6. Основные положения культурологической концепции н. Данилевского
- 7. Сущность аксиологической концепции культуры
- 8. Методы исследования мировой культуры
- 9. Общая характеристика антропологического блока культуры
- 10. Общая хар-ка философского блока культуры
- 11. Сущность деятельностной концепции культуры
- 12. Особенности культуры первобытного общества
- 13. Особенности культуры древнего египта
- 14. Особенности культуры эпохи античности
- 15. Особенности культуры эпохи средневековья
- 16. Особенности культуры нового времени
- 17. Особенности культуры эпохи возрождения
- 18. Крещение и христианизация руси: особенности и значение
- 19. Элементы язычества в русской культуре
- 20. . Культурологические проблемы развития россии