logo
kulturol_posobie_Anokhina

2. Культура военного времени как идеологический фронт.

Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) война была определена как захватническая, варварская, а со стороны СССР - Отечественная, великая, освободительная. Все должно быть подчинено фронту и победе, страна стала военным лагерем. Главной задачей было достигнуть морального единства всех наций и народов. Как этому содействовать? Всей системой- партийной, государственной, культурной, идеологической, пропагандистской, просветительной. Все было направлено на достижение этой цели. Использовались учебные заведения, пресса, радио, кино, театры, музеи, библиотеки, клубы и другие культурно - просветительские учреждения в работе с армией и народом.

Газета "Правда" после указа о мобилизации печатает стихи Асеева "Победа будет за нами", Соболева "Отстоять Родину", «24 июня», "Известия" печатают стихи Лебедева - Кумача "Священная война". Композитор А. Александров через три дня написал музыку и эту песню исполняет Краснознаменный ансамбль песни и пляски. 1/3 состава Союза советских писателей ушла на фронт, 960 членов Союза художников, десятки студентов и преподавателей.

По радио сводки от Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках народов СССР.

В газетах печаталась информация, постановления, призывы, публикации, стихи, сатира. Литература о войне в 1942 году составила 33%. Сотрудники музеев работали в госпиталях, цехах, на фронте, на призывных пунктах. С 1942 года регулярно открывались художественные городские, республиканские, всесоюзные выставки, межобластные - Поволжья, Иркутска, Сибири, Дальнего Востока.

По сравнению с 1941 годом в 1944 году увеличилось в 3 раза число художественных кружков, а число членов в них возросло в 5 раз. Сила воздействия искусства на души людей в войну была колоссальной. На фронт высылались бригады с концертами. Всего бригад было 980, они сделали более 150 тыс. выступлений. Ставились пьесы "Фронт", "Офицер флота", "Русские люди". Для искусства и литературы тех лет свойственны:

Носители духовных начал направляли творчество на фронтовую тематику. Они стали военными корреспондентами (критики, прозаики, поэты). Жанр стал оперативный: публикация, зарисовка, очерки, статьи, корреспонденции. Среди писателей, популярных в то время, можно назвать Ставского "Из фронтовых записок", Н.Тихонова " Очерки о Ленинграде", К. Симонова "Из фронтового блокнота", "От Черного до Баренцева моря", А. Фадеева, Эренбурга, А. Толстого, Б. Горбатова.

Для культурного обслуживания фронтовиков во всех республиках кроме агитбригад создавались специальные фронтовые театры. Первым из них был театр «Искра», сформированный из актеров театра им. Ленинского комсомола, затем филиалы Малого театра и театра им. Е.Вахтангова, комсомольского театра Гиттиса. За годы войны на фронтах в составе театрально-концертных бригад побывали более 40 тысяч работников искусства, включая прославленных корифеев театра И.Москвина, А.Тарасову, Н.Хмелева, А.Яблочкину, М.Царева, Н.Черкасова.

Появляются так называемые "Окна ТАСС" - агитационно-политические плакаты, выполненные с помощью трафарета, они выходили во время Великой Отечественной войны в Москве и других городах. В кружок по их оформлению входили 30 художников и 7 поэтов. Среди художников можно назвать Денисова, Иванова, Решетникова, Савицкого, Кукрыниксов, Лебедева, Соколова-Скаля, Черемных, Шухмана. Поэтов: Лебедева-Кумача, Д. Бедного, С. Маршака. Плакаты изготовлялись трафаретным способом, они являлись монументальными рисунками. Авторы находились часто на фронтах, отсюда оперативность была неоценимым качеством.

Популярность графики, ее агитационное воздействие были очевидны и воспринимаемые народом. Особенно зовущ, повсеместен, агитационен был плакат Кукрыниксы, выпущенный 24 июня 1941 года "Беспощадно разгромим и уничтожим врага", кроме этого вышли плакаты В. Серова "Наше дело правое, победа будет за нами", Тондзе "Родина- мать зовет", Кокорекина "Свет в огне - помощь врагу", Дормидонтова "Сокрушим врага", Долгорукова "Врагу не будет пощады", Аввакумова "Больше металла - больше оружия", Васильева "Мщение и смерть немецким людоедам", Корецкого "Воин Красной Армии, спаси", Шмаринова "Отомсти", Антонова "Сын мой, ты видишь долю мою", Рублева "Мы ждем", Казанцева "Молодежь к оружию".

Сибирь в войне

В предвоенные годы в городах Сибири оформились отделения Союза художников, писателей. Писатели группировались около журнала "Сибирские огни". В нем печатались Герман ("Возвращение"), Борисов ("Сын орла"), Кожевников ("Брат океана"). Развивается поэзия. Группа художников (Ликман, Мочалов, Титков, Иванов) и писателей (Смердов, Алексеев, Мухачев, Кожевников) выпустили за сентябрь 1942 года 264 "Окна ТАСС". В Томске выходила газета "За Родину", в Омске "Окна Сатиры", где сотрудничал поэт Леонид Мартынов, на Алтае была распространено "Агитокно".

Сибирь принимала ценности:

Новосибирск - Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительного искусства А.С. Пушкина, Государственный музей восточных культур, Горьковский художественный музей, Большой театр союза СССР.

Томск - Севастопольская картинная галерея.

Омск - Театр Вахтангова, Воронежский, Острогожский художественные музеи.

Абакан - Харьковскую картинную галерею и галерею Шевченко.