logo
kulturol_posobie_Anokhina

Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».

Время правления Н.С. Хрущева, реформы, которые при нем проводились, вошли в историю страны как «оттепель». Это было время развенчания «культа личности» Сталина, отмены многих запретов, ограничений, цензуры. Многими в сфере культуры это было воспринято с надеждой на свободу творчества. Потому что авторов, публикующих в основном на Западе произведения, в которых были осмеяны, гипертрофированы, раскритикованы устои советского общества, арестовывали, судили, обвиняли в антисоветской деятельности, выселяли из Советского Союза. Так было с судом А. Синявского, Ю. Даниэля (1966, их осудили на 5 и 7 лет строгого режима за антисоветскую пропаганду), выдворением доктора философских наук А. Зиновьева, писателя А. Солженицына (позже А. Солженицын и А. Зиновьев вернулись в Россию). Эмиграцией В.Буковского, П.Григоренко, ссылкой А.Д.Сахарова. Либеральные демократы воспринимали меры власти по защите советского строя как нежелание десталинизировать страну. Именно в это время появляется диссидентское движение. Оно находило выражение в обращениях к власти, демонстрациях, требующих пересмотра решения суда над писателями.

Диссидент – (от лат. dissidens – несогласный) – инакомыслящий. Форма протеста против тоталитарного режима, за права и свободы человека и гражданина, против преследования инакомыслия в стране.

Однако, в обществе диссидентское движение не было поддержано народом, и имена диссидентов вычеркивались из советской культуры, книги изымались из библиотек.

В 60-80 годы регулярно проводились съезды учителей, работников высшей школы, творческой интеллигенции, конференции обществоведов. Именно на этих форумах определялись и обсуждались идеологические и организационные проблемы общества, намечались основы учебной и воспитательной деятельности.

В обществе расширялся доступ ко всем направлениям культуры. По причине развития средств массовой информации: появились транзисторные радио и телеприемники, кассетные и видеомагнитофоны, стереозаписи, цветное телевидение, цветное широкоформатное кино, ксерокопирование, совершенствовались полиграфическая промышленность.

Но вместе с этим средств, выделяемых на нужды культуры не хватало, несмотря на то, что с 1970 по 1985 гг. расходы на нее увеличились в 2 раза. При росте абсолютных показателей удельный вес расходов по статье культуры снизился с 16% в 1970 до 12,8% в 1985 г. Это вело к накапливанию проблем, требующих разрешения.