Школа, вузы и наука в годы войны.
В это время становятся распространенными сети интернатов и детских домов. 23 июня 1941 года вышло постановление "О мероприятиях по военной работе в комсомоле". В нем говорилось, что нужно установить посты, группы доноров, охрану собственности, многие комсомольские организации школ объявляли себя мобилизованными, организовывались подпольные группы "Бесстрашные", общеполезный труд "Все для фронта, все для победы".
30 июня 1941 года многие области вынесли постановление "О привлечении учащихся и молодежи на работу в промышленность и сельское хозяйство".
17 сентября 1941 года Совнарком издал постановление "Об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов средних школ, техникумов и вузов". Летом 1942 года в уборке урожая работало 20 млн. учащихся.
В 1941 году школьники собирали теплые вещи для фронта. Существовала традиция пионерских и комсомольских воскресников. Дети пилили дрова для школы, готовили одежду для фронта, зарабатывали в фонд обороны страны, готовили дрова старикам, помогали престарелым, собирали лекарственные растения, металлолом, занимались распространением облигаций.
Но при этом школа не прекращала работы ни на день, учились все дети согласно всеобучу.
Незадолго до войны – 17 января 1939 г. – была проведена всесоюзная перепись населения, при этом выявилось, что процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2 (мужчин – 90,8, женщин – 72,6). В СССР работало 152 тысячи школ. Создавались вузы и техникумы. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пятилетки советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.
В 1941 году прием в вузы был сокращен вдвое, численность студентов уменьшилась в 3 раза, сроки обучения были доведены до 3,5 лет. К концу войны численность студентов приблизилась к довоенному уровню. В 1943 году создана Академия педагогических наук РСФСР, под руководством В.Т.Потемкина.
В первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были эвакуированы на восток, в глубокий тыл, где продолжали работать 118 академиков, 182 члена-корреспондента, тысячи научных сотрудников. Научные учреждения по естественным наукам работали в Казани, по геологии – на Урале, по гуманитарным дисциплинам – в Ташкенте и Алма-Ате.
Научная тематика в основном была трех направлений: военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов.
К концу 1941 г. создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, Сибири, Казахстана во главе с академиками А.А.Бойковым, И.П.Бардиным, С.Г.Струмилиным, М.А.Павловым. Ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта.
Благодаря ученым – геологам А.Е.Ферсману, В.А.Обручеву разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, молибденовых руд в Казахстане. На проблемы войны работали математики – П.С.Александров, И.М.Виноградов, физики – Н.Д.Иоффе, С.И.Вавилов, П.Л.Капица, химики – Н.Д.Зеленский, А.Н.Несмеянов, А.Е.Фаворский и многие другие. Ученые А.П.Александров, Б.А.Гаев, А.Р.Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. Огромное значение имела деятельность ученых – медиков: академиков Н.Н.Бурденко, А.Н.Бакулева, Л.А.Орбели, профессоров – хирургов С.С.Юдина, А.В.Вишневского, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов.
В 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И.В.Курчатова приступившая к разработкам по расщеплению урана. Освобожденные из лагеря С.П.Королев, М.К.Янгель, Ю.Б.Харитон заложили основы развития ракетной техники.
Кинематография военных лет
Кинематография не была вполне готова к войне ни организационно, ни тематически, ни эстетически. Нужно было создавать новые фильмы с эстетикой гнева, непримиримости, острые, как оружие.
В августе 1941 года уже появились первые короткометражные фильмы о войне. С 1942 года - полнометражные документальные, а с осени 1942 года - художественные фильмы о войне. В "Союзкиножурнале" появился "Кинорепортаж с фронтов Отечественной". Материалы военного времени внесены уже в фильмы "Машенька" Ю Райзмана, "Парень из нашего города" Столпнера, "Морской ястреб" Брауна. Начали выходить киносборники - в 1941 их было 7, в 1942 - 5.
Студии Киевская, Одесская, Минская, Ленинградская, Московская были эвакуированы в города Средней Азии. Киноактеры и съемочные группы закреплялись за армиями и фронтами. Создаются публицистические фильмы - «Разгром немецких войск под Москвой" Кополина и Варламова (в США был награжден как лучший зарубежный фильм Оскаром), с 1942 по 1943 г.г. картина "Ленинград в борьбе" Кармена, "Черноморцы", "Народные мстители" Беляева, "Сталинград" Варламова, "День войны" Слуцкого, "Берлин (1944г) Райзмана, "Суд народов" Кармена.
Документалисты создали 34 полнометражных очерка, 14 документальных фильмов получили Государственную премию СССР. В конце войны была создана кинолетопись Великой Отечественной войны - 3,5 миллиона метров пленки. Режиссеры, принимавшие участие в создании "Боевых киносборников" - Александров, Барнет, Петров, Червяков.
Художественные фильмы военного времени: "Секретарь райкома" Пырьева (1942г.), "Русские люди" Пудовкина (1943г.), "Радуга" М. Донского ( 1943г.), "Она защищает Родину" Эрмлера.
Чувствам людей импонировали и отвечали фильмы: "Сын Таджикистана" Пронина (1942г.). Подводная лодка Т-9" Иванова (1943г.), "Я - черноморец" Маречета (1944г.)
Долголетними оказались фильмы: "Два бойца" Лукова (1943г.), "Март - апрель" Пронина (1944), "Иван Никулин - русский матрос" Савченко (1945г.), "Жди меня" Столпнера (1943г.), "Дни и ночи" Столпнера (1945), "Жила - была девочка" Эйсмонта (1944г.), "Оборона Царицына" братьев Васильевых. В войну были поставлены две серии "Ивана Грозного" (1944-1945г.г.).
На фронтах работало около 250 фронтовых операторов. Одновременно принимало участие 120 человек.
Ядро фронтовой хроники составляли Беляков, Гусев, Ошурков, Кармен, Трояновский, Сологубов, Фомин, Палей. Игровые кинематографы Довженко, Райзман, Медведкин, Садкович, Солнцева.
Широким и взволнованным был отклик советских композиторов на трагедию войны. Огромное развитие получило доступное и действенное массовое песенное творчество, что помогало переносить тяготы, вселяло веру, призывало к победе.
Позже крупнейшими ваятели – скульпторы, художники увековечили эпизоды битвы, подвиги в скульптурах, в картинах Вучетича. "На Мамаевом кургане", "Родина - мать", "Статуя воина - освободителя", "Партизанка" Мухиной, "Зоя " Манизер, "Непокоренная" Белашовой, "Мать" Лишева, "Берлин" Дейнека, "Парад 7 ноября 1941 года" Богаткина, "Вдовы войны" Шилова, "Впереди мир" Пузырькова, Шмаринова "Не забудем, не простим", Пахомова - "Ленинград в дни блокады", Верейских "Портрет академика", Семенова - "После Сталинграда".
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры