logo
bilety_po_vostokoved

Билет №12 Структура этнической культуры.

Этнос – исторически образовавшаяся группа людей, объединенная общими языковыми и культурными признаками.

Этнос – естественные экологически мотивированные размежевания людей как вида.

Признаки этнической культуры:

  1. этническое самосознание (идентификация)

  2. язык

  3. территория

  4. конфессиональная принадлежность

  5. стереотип поведения (национальный характер)

Виды этнических единиц:

  1. суперэтнос

  2. этнос

  3. субэтнос

  4. конвиксия

  5. консорция

структура этнической культуры

Этнические культуры или их конкретные явления изучаются в двух взаимодопол­няющих аспектах - синхронном или диахронном.

Синхронный подход позволяет изучать явления в том виде, в котором они харак­терны для определенной исторической эпохи (современной или относящейся к исто­рическому прошлому). В качестве примеров синхронного подхода к изучению этнокультурной специфики могут быть приведены такие направления культур-антропологических исследований как «Китайский костюм эпохи Тан» или «Традиционная система питания турков-османов».

Для сравнительно-типологических исследований традиционных культур, которые подразумевают синхронный подход, в рамках отечественной этнологической школы было выработано понятие хозяйственно-культурного типа (ХКТ). ХКТ — это исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры народов. находящихся на более или менее одинаковом уровне социально-экономического развития и живущих в сходных природных условиях. Классификация пародов мира по ХКТ — это собственно этнографическая (в отличие от лингвистической) классификация, построенная на выделении основного тина хозяйственной деятельности и определении характера природной зоны. Выделяют 3 основных ХКТ, характерных для традиционных обществ: 1) охотники, собиратели и рыболовы; 2) мотыжные земледельцы и скотоводы: 3) пашенные земледельцы. Каждый из 3 ХКТ имеет свои разновидности в за­висимости от типа природной зоны и основного продукта, получаемою в результате хозяйственной деятельности, Таким образом, выделяют, к примеру, ХКТ охотников и собирателей пустынь тропической зоны, который объединяет бушменов Южной Африки и аборигенов Австралии, или ХКТ пашенных земледельцев тропической зоны, который на территории Юго-Восточной Азии будет представлен народами, основным видом деятельности которых является орошаемое рисоводство.

С понятием хозяйственно-культурного типов связано понятие историко-этнографических (или историко-культурных) областей. Историко-этнографическая область (ИЭО) — это ареал, в рамках которого прослеживается однотипность основных элементов этнических культур. Количество выделяемых ИЭО и их локализация на географической карте, равно как и иерархия культурных подобластей или малых областей в рамках ИЗО, может варьироваться от одного автора к другому. Например, в рамках Кавказкой ИЭО однозначно различают 2 подобласти — Северный Кавказ и Южный (Закавказье), однако некоторые исследователи выделяют еще и третью по­добласть — Дагестан, Принципиальным моментом для приведенного выше примера является то, что, несмотря на уникальное этнолингвистическое и этноконфессиональное разнообразие данного региона, все народы Кавказа могу г быть объединены в рамках единой ИЗО в связи с единообразием основных видов хозяйственной деятельности и системы питания, типов традиционной одежды и жилища.

При диахронном подходе возможно рассмотрение того или иного явления этнической культуры в его развитии — от этапа появления, через эволюцию или видоизменение к возможному исчезновению (возможный пример — изучение традиции упот­ребления бетеля у народов Юго-Восточной Азии).

Взаимодополняющий характер двух названных походов проявляется в том, что синхрония — это, в первую очередь, выявление этнокультурной специфики определенной группы людей или определенного географического ареала в конкретный период времени, а диахрония — исследование способов, которыми то или иное явление культуры (выявленное и описанное в рамках синхронного подхода) передастся во времени. Любое культурологическое исследование сочетает в себе определение типологии явлений культуры, анализ выделенных типов и изучение их эволюции.

Признаки этнической культуры: этническое самосознание (идентификация), язык, территория, конфессиональная принадлежность, стереотип поведения (национальный характер)

Виды этнических единиц: Суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия, консорция

Этнические культуры или их конкретные явления изучаются в двух взаимодопол­няющих аспектах - синхронном или диахронном.

Синхронный подход – изучение явлений характерном виде доля какой-то эпохи (костюм эпохи ТАН)

Для сравнительно-типологических исследований традиционных культур(синхронный подход) выработано понятие хозяйственно-культурного типа (ХКТ).

ХКТ – исторически сложившийся комплекс особенностей хазяйства и культуры народов, находящихся на более или менее одинаковом уровне социально-экономического развития и живущих в сходных природных условиях.

Классификация народов мира по ХКТ – этнографическая: охотники, собиратели и рыболовы; мотыжные земледельцы и скотоводы; пашенные земледельцы.

ХКТ имеет свои разновидности: охотники и собиратели пустынь тропической зоны (бушмены Южной Африки и аборигены Австралии)

С ХКТ связано понятие историко-этнографической области (ИЭО) – ареал, в рамках которого прослеживается однотипность основных элементов этнических культур.

В рамках ИЭО выделяют подобласти: Северный и Южный Кавказ (Закавказье) + Дагестан (разные языки, но в одну ИЭО, потому что один строй жизни: дом, одежда…)

Диахронный подход – рассмотрение того или иного явление этнической культуры в его развитии ( появление – эволюция – исчезновение (?))

Синхрония – выявление специфики

Диахрония – исследование способов, которыми явление передастся во времени