1.4.1. Основные подходы к анализу сущности культуры
Выявленное в истории гуманитарной мысли многообразие подходов к исследованию и определению культуры обусловлено многогранностью и многоаспектностью самого феномена культуры. На международном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 различных определений понятия «культура». В настоящее время их число доходит уже до полутысячи. Культура может рассматриваться с самых разных точек зрения. Так, многие философы-просветители, в том числе немецкий поэт и философ Ф. Шиллер, понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство. Ф. Ницше определял культуру как стиль жизни народа, Л. Уайт — как традицию. Для русского философа Н. Бердяева культура выступает как «живая судьба народа», «неотвратимый путь человека и человечества». Особые позиции отражают работы других отечественных исследователей. А. Лосев считает, что «культура — это предельное обобщение всего». А. Злобин понимает культуру как творчество, как духовное измерение всякой деятельности. Б. Ерасов определяет ее как духовное производство, другие авторы считают культуру образом жизни народа, «социальной наследственностью» — по аналогии с биологической. Другие рассматривают ее как специфически человеческий способ жизнедеятельности.
Обобщая имеющиеся точки зрения на культуру, мы должны учитывать, что культура — это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным; это «возделанная » среда обитания людей посредством специфически человеческих способов и технологий деятельности; это мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных системой отношений, опытом совместной жизнедеятельности', мир особых нормативных порядков, форм деятельности и образов сознания и ментальности; мир символических обозначений для фиксации и трансляции социально значимой информации; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение регулируется не только и не столько биологическими, сколько социальными потребностями и интересами, и т. д.
Упорядочить все разнообразие этих определений можно с помощью выделения сложившихся подходов к культуре: деятельностного (культура — это специфически человеческий способ деятельности), аксиологического (культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми), исторического (культура есть продукт истории общества, она развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению), функционального (культура проявляет себя через функции, которые она выполняет в обществе), антропологического (культура включает в себя все, что создано людьми, и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях), идеационального (культура — это духовная жизнь общества), семиотического (культура — это система знаков), социологического (культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей).
Хотя в каждом из названных подходов есть рациональное зерно, необходимо выделить сущность культуры, то, что объединяет в одно целое все обозначенные черты. Для этого необходимо осмысление культуры как единой системы, как универсального свойства общественной жизни. В этом плане культура — это система внебиологически выработанных способов (к которьш относятся нормы и образцы поведения, парадигмы мышления), благодаря которьш стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Другими словами, культура представляет собой способ деятельности, технологический контекст деятельности, придающий человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.
- Тема 1.2. Единство исторического и логического в понимании культуры
- 1.2.1. Античные представления о культуре
- 1.2.2. Понимание культуры в Средние века
- 1.2.3. Осмысление культуры в европейской философии Нового времени
- 1.3.1. Обшая характеристика культурологических исследований XX в.
- 1.3.2. Культурологическая концепция о. Шпенглера
- 1.3.3. Культурологическая концепция к. Ясперса
- 1.3.4. Интеграционная теория культуры п. Сорокина
- 1.3.5. Психоаналитические концепции культуры
- 1.4.1. Основные подходы к анализу сущности культуры
- 1.4.2. Морфология культуры
- 1.4.3. Нормы и ценности культуры
- 1.4.4. Функции культуры
- 1.5.1. Устойчивость и развитие в культуре
- 1.5.2. Типы культурных изменений. Прогресс в культуре
- 1.5.3. Социокультурный кризис и пути выхода из него
- 1.6.1. Понятие культурной картины мира
- Сущность мифосознания
- Культурные универсалии и концепты