logo
Культур(пособ

2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека

Изучение первобытной культуры объединяет результаты исследования различных наук – археологии, этнографии, лингвистики, антропологии, истории и т.д., данные которых и стремится воссоединить культурология, определяя образ, характер и статус первобытной культуры человечества. Естественно, что временная удаленность, сложность реконструкции архаики не позволяет создать целостную и полноценную картину первобытной культуры. Единственно возможным становится анализ имеющихся фактов и версий относительно первых шагов человечества, феноменов духовной жизни древности с целью воссоздания живого образа культуры наших предков и выяснения истоков формирования мировосприятия современного человечества.

Первобытность – это эпоха, охватывающая достаточно длительный период существования людей на различных территориях и в разных климатических условиях. Ранние стадии развития человеческого общества приходятся на каменный век (2,5млн. – 4 тыс. лет до н.), который в свою очередь подразделяется на палеолит (2.5 млн. – 10 тыс.лет до н.э.), мезолит (10 – 7 тыс. лет до н.э.) и неолит (7 – 4 тыс. лет до н .э.). Более поздние - бронзовый век (3 тыс. лет до н.э.) и железный век (1 тыс. до н .э.). Впрочем, бронзовый и железный века уже не могут считаться целиком относящимися к первобытной культуре. Так как уже в период бронзового века в некоторых областях земного шара формируются первые раннеклассовые общества – древние цивилизации (Египет, Месопотамия и др.), особенности культуры которых существенно отличаются от первобытной. В целом, первобытную культуру практически невозможно ограничить во времени, поскольку можно более-менее определенно говорить только о ее начале (вероятнее всего верхний палеолит), тогда как вторая (конечная) временная граница остается открытой. Некоторые народы перешли от первобытной культуры к ранним цивилизациям уже на уровне бронзового века, некоторые – только в начале нашей эры (например, славяне).

Началом формирования культуры принято считать так называемую палеолитическую революцию (на рубеже среднего и верхнего палеолита, примерно 40 тыс. лет до н.э.). Суть происходящих в этот период изменений можно определить следующими факторами:

– на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоменид и появляется человек современного вида – homo sapiens;

– скачкообразно увеличивается разнообразие орудий труда (появление вкладышей, наконечников и т.дл.), сшитой одежды и пр. средств приспособления человека к окружающему миру;

– формируется членораздельная речь как специфически человеческая форма общения, обслуживающая процессы сознательной жизнедеятельности (существует много гипотез, объясняющих происхождение языка, которые обобщенно можно разбить на несколько групп: первая группа рассматривает язык как суммирование речемыслительных навыков, формирующихся на основе совершенствования моторики в ходе развития техники обработки камня; вторая – объясняет становление языка как движение от иммитации, свойственной животным, к речевому человеческому общению, где главным фактором признается не труд, а именно коммуникация (Б.Ф.Поршнев). Третья группа связывает происхождение языка с природно-климатическими изменениями, относящимися к периоду 7 – 10 тыс. лет назад и соответствующим образом жизни охотничьих сообществ. Здесь рассматривается переход от «века команд» - призывы и сигналы необходимые во время охоты - к необходимости называния самих предметов. Самым поздним явлением формирования речевого общения является определение самого человека: ко времени таяния ледника люди все больше становятся оседлыми – в лабиринтах воды уже нельзя странствовать, человек живет дольше, его существование более спокойно и постоянно, связано с одними соседями, только тогда человек получает право на имя);

– еще одна важнейшая особенность, определяющая сущностные изменения, происходящие в рамках палеолитической революции – появление первых нравственных и социальных запретов, касающихся всех членов первобытного общества и носящих обязательный характер. Эти первые запреты по сути становятся нормами жизни первобытного коллектива. Это, прежде всего, запрет на кровосмесительство («узаконивание» экзогамии – исключение из брачных отношений ближайших родственников), запрет на убийство соплеменника и требование поддержания жизни соплеменника (Следует отметить, что запрет на убийство и требование поддержания жизни касались только соплеменников, действие этих норм не распространялось на «чужаков», которые не являлись членами рода, и, соответственно, не подпадали под его внутреннюю регламентацию).

Итак, уже в начале эпохи раннего палеолита человек вдобавок к биологически-видовому многообразию приобретает специфические связи между индивидами, активно осваивает окружающий мир, создает начальную систему норм и запретов, что позволяет говорить о формировании специфически человеческой формы жизнедеятельности – культуре.

Первобытность формирует свой специфический взгляд на мир, определяющий отношение к природе, человеку, всему окружающему.

Самой главной чертой миросозерцания первобытного человека может быть названа архетипическая связь человек – природа. Человек осознается как неотъемлемая часть природного мира, звено природного существования, неотделимое от природы, вписанное в ее предустановленную гармонию и действующее по законам развития природы. Древние мифы и основанные на них обряды воплощали восторг и ужас, радость и удивление от ощущения своей реальной причастности к тайне постоянно возникающей и постоянно уходящей в глубины жизни (мифы о засыпающем вечером и просыпающемся на заре солнце, умирающей зимой и возрождающейся весной природе и т.д.). На основе такого понимания единства человека и мира природы можно объяснить многие древние обряды, в ходе которых словно бы воссоздается природный цикл, а человек становится его прямым участником (например, древнеславянский обряд, получивший с течением времени название Масленица, где в ходе ритуала сжигается «зима» и производится встреча весны).

Еще одной важнейшей чертой мировосприятия первобытного человека может быть названо восприятие мира как гармонии и единства противоположного. Противоположные части взаимосвязаны, переходят друг в друга, (как молодость переходит в старость, жизнь в смерть и т.д.) и при всем видимом противоречии они являются неразрывным единством, в основе которого – природная гармония. В наиболее древних слоях культуры первобытный человек и весь окружающий мир воспринимает как единство двух противоположностей - «хаоса» и «космоса». «Космос» – «обитаемое» пространство, место пребывания человека, здесь господствуют силы добра, влиятельны духи предков. «Хаос» – непонятное, непознанное, необитаемое, «чужое» пространство, где господствует зло и не действуют добрые духи (боги). Эти части, согласно мировосприятию древних неравномерны, однако они, по сути, едины и происходит постоянное перетекание одного в другое. Так, за счет освоения «чужого» пространства хаос перетекает в космос, но и космос постоянно «прерывается» хаосом. Всегда можно в освоенном пространстве найти такие «проклятые места», где сквозь космос (как дырки в сыре) просвечивает хаос. Примером таких мест в древнеславянской культуре могут служить болота с обитающими там злыми силами.

Частным случаем невыделения человеком себя из мира природы становится и невыделение себя из общества (рода, племени), отсутствие индивидуальности. Правила и нормы общества, по мнению первобытного человека, распространимы только на «своих», принадлежащих к роду (племени), остальные же – чужаки, относящиеся к миру хаоса, тьмы. Самым страшным наказанием для первобытного человека становиться изгнание из общества. Дело даже не в том, что одному в условиях дикой природы выжить практически невозможно. Главное, согласно восприятию первобытного человека, что в результате изгнания из рода, он терял себя, свое имя, свою человеческую сущность, становился никем.

Объясняя особенности мировосприятия первобытного человека нельзя избегнуть понятия синкретизма. Синкретизм может восприниматься как принцип мышления древних, связывающий «все со всем», а так же как основной принцип существования первобытной культуры, определяющий ее нерасчлененность, неразрывность; он воедино связывает мифологическое, религиозное, протонаучное, художественное, нравственное и т.д. сознание и деятельность. Наиболее ярким примером синкретизма может служить сам древний миф, который воспринимается и как совокупность знаний первобытного человека о мире, и как нравственная регулировка поведения, и как первые сакральные (религиозные) взгляды и верования, а так же и как первоискусство.

Характеризуя мировосприятие первобытного человека, необходимо объяснить основные представления (верования), на которых строится его представление о мире. Это – анимизм, фетишизм, тотемизм.

Анимизм – один из главных принципов первобытного мировоззрения, основывается он на вере во всеобщую одушевленность. Для первобытного человека весь окружающий мир представляется живым, любой предмет имеет душу, чувствует и реагирует аналогично человеку (например, совершенно естественно для первобытного человека поссориться с предметом (камнем, стрелой, топором и т.д.), причинившим ему вред). Анимизм предполагает так же идею наличия «двойника» у человека (т.е. души или нескольких душ). На этом основана древняя вера в способность души покидать человеческое тело (после смерти или во время сна), идея переселения душ, а так же наивная вера в возможность «вернуть» душу, если применить для этого специальные магические средства.

Фетишизмпервобытное верование, характеризующееся поклонением каким-либо священным предметам (например, священному камню, горе, магическому амулету и т.п.) Фетишизм основывается на вере в сверхъестественные магические свойства некоторых предметов, которые тайным и чудодейственным образом благотворно влияют на жизнь человека и его рода. В современной культуре «отголоском» древнего фетишизма может считаться порой неосознанная вера в амулеты, «счастливые» предметы, оберегающие символы и т.п.

Тотемизм древнее верование, основанное на убеждении в том, что у каждого рода есть животный или растительный предок, в исключительных случаях – неорганические предметы или явления природы. Чаще всего в роли тотемов выступают такие животные как олень, волк, медведь, лисица и т.п., растения – папоротник, дуб, сосна (в зависимости от животного и растительного мира той территории, на которой проживал тот или иной род, племя). Считалось, что каждый род обладает внешними и внутренними характеристиками, унаследованными от своего животного или растительного предка (тотема). Животное-тотем (аналогично и растение-тотем) у каждого рода считалось священным, на него была запрещена охота, убийство тотема жестоко каралось членами рода. (Правда, в эпоху первобытности распространены обряды, в основе которых убийство предка-тотема и последующее коллективное ритуальное поедание его членами рода, однако, у такого рода обряда есть своя магическая цель - приобщение к магической силе и разуму тотема).