logo
kulturol_posobie_Anokhina

4. Театр в жизни России XVIII века.

В XVII веке в духовных семинариях, Славяно-греко-латинской Академии, Хирургической школе появились так называемые "школьные театры". В начале XVIII века в России по образцу западных стран создается придворный, узкого назначения театр, где разыгрывались спектакли иностранных авторов, но редко на русском языке. Здесь систематически гастролировали французские, немецкие труппы, некоторые из них давали публичные спектакли в Москве и в Петербурге.

К середине XVIII века большое распространение получили частные общедоступные театры. Их организовывали мелкие чиновники, типографские рабочие, купцы. Ставили в них сатирические комедии и инсценировки рыцарских романов. Об этом часто в газетах, журналах давались объявления:

1. "Чрез сие объявляется, что Санкт-Петербургский купец Иван Лукин намерен играть комедию по воскресениям " 1747(С-П. ведомости)

2. "Отдал я, Николай Засекин, в наем 4 палаты для играния комедии Кондратию Байкулову, обязуюсь помешательства ему ни в чем не чинить, какого бы чина люди станут приходить. Денег взял с него 4 рубля. А мне ходить в комедию смотреть. "1749 (С-П- ведомости)

3. В январе 1750г. из Ярославля к Елизавете Петровне бьет челом содержатель лентовой фабрики. "Шли мы с купцами, женами, актерами после проводимой комедии в мой дом. На мирно шедшую компанию налетел Григорий Гурьев с другами в 3 санях, избили наших театралов дубинами, а сам Гурьев людей бил и кусал зубами, причем меня схватил за волосы, укусил персты до крови". Отсюда можно сделать выводы не только об интеллектуальном и нравственном уровне купечества Ярославлеческого, но и о том, что в домах играют спектакли, ходят в театр с женами.

Частные театры настолько расплодились, что в 1750 г. был издан специальный указ, регламентировавший их устройство. Разрешалось для увеселения частной компании ставить комедии с пристойной музыкой, одеждой, на улицах в одежде неприличной к комедиям не ходить и не ездить".

Возникали полупрофессиональные любительские театры, которые играли, в основном, русские трагедии, комедии. Так, театр учащихся Кадетского корпуса за 24 года сыграл 32 спектакля, выступал и при дворе. Играли трагедии Сумарокова ("Хорев"), Ломоносова ("Тамира и Селим")

Известны и публичные театры. Прежде всего, театр Московского университета. На его базе складывается Московская профессиональная группа; Казанский театр под руководством драматурга М. Веревкина. Интерес к театру вызвал к жизни своеобразное явление- крепостной театр. Многие же возникали ненадолго и исчезали после 1-2 постановок. Но некоторые из них существовали подолгу, были хорошо организованы и сыграли немалую роль в истории русской культуры. Их насчитывалось 173. В Москве- 63, в Петербурге -27.

Ни одно крупное общественное событие не проходило мимо усадьбы графа Шереметева "Останкино". В июле 1795г. в ней чествовали победителей в войне с Турцией, в 1797г.- принимали императора Павла I и польского короля Станислава Понятовского. В 1801г. в день коронации Останкино посетил император Александр I.

Творческий коллектив Шереметьевского театра, один из лучших в Подмосковье, насчитывал 170 человек, в их числе отлично обученные актеры, оперная певица Ковалева, балерина Шлыкова - Гранатова, директором театра был крупнейший композитор России XVIII века - С.А. Дектерев.

Для обучения крепостных артистов Шереметев приглашал лучших актеров того времени: И.А. Дмитриевского, П.А. Плавильщикова, Я.Е. Шушерина, Е.С. Сандунова, М.С. Синявскую.

Репертуар театра включал свыше 100 драм, комедий, опер, балетов русских и иностранных композиторов Бортнянского, Матинского, Сальери. Ставились часто спектакли, еще не шедшие на профессиональной сцене. Декорации писали крепостные Мухин, Фунтусов, Калинин, декораторы Гонзага, Гильфердинг. Шереметев через своих корреспондентов знал о театральных новинках Франции и не отставал от вкусов века.

Крепостной инженер-самоучка Пряхин добился технически за 30 мин. превращения сценического зала в зал для танцев и банкетов. Этот зал практически единственный в Европе, сохранившийся в первозданном виде как уникальное сооружение XVIII века.

Театр князя Юсупова в Архангельском имел меньшую труппу: в ней были 11 балерин, 1 певица, 1 пианист, 12 учениц. Ставили балет "Сивильский цирюльник", "Сварливые жены", "Синяя борода", "Зефир и Флора". Оркестр Юсупова часто был приглашаем в аристократические дома. Театр славился декорациями знаменитого Пьетро Ганзага(их было 10), их часто демонстрировали.

Среди актеров известны певица Анна Борунова, балерины Анна Рабутовская и Софья Малинкина.

Если сказать более конкретно, то Юсуповский дворец "Архангельское" был центром интеллигенции. В 1811 г. князь привез в усадьбу более 500 полотен крупных мастеров. Здесь его мастера высочайшего класса- крепостные реставрировали картины, расписывали фарфор, копировали, расписывали залы. Среди них: Политев, Ткачев, Шебанин. С 1818г. Юсупов организует художественную школу, которая за 13 лет подготовила 59 художников.

И, наконец, в 1756г. учреждается Российский театр. Костяком его принимается труппа Ярославских актеров театра Волкова. Директором театра назначается Сумароков. Под театр отводился Головкинский дом на Васильевском острове. Федора Григорьевича Волкова Белинский называл "отцом русского театра".

Новиков в своем труде "Опыты исторического словаря о российских писателях" говорил о Волкове: " Сей муж был великого, объемчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным читанием лучших книг. Театральное искусство знал он в высшей степени, при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант, но посредственный скульптор".

Федор Волков услышал на домашнем театре в Сухопутном кадетском корпусе русскую речь на сцене. Страсть к театру настолько им овладела, что он решил устроить театр на Родине, т.е. в Ярославле. Он перезнакомился с итальянскими актерами, музыкантами, живописцами, все высмотрел от архитектуры театрального здания до машин и всевозможных мелочей, сделал много чертежей, рисунков моделей, выспросил актеров о "правилах и совершенстве театральной игры". После смерти отчима Федор ведет его дела. Но сначала он с помощью брата устраивает представления в своей комнате, затем в кожевенном сарае. В Ярославле сначала смотрели на это как на потеху дьявола. Затем Ярославский воевода Мусин-Пушкин и помещик Майков, увидев импровизированный театр с кулисами, машинами, приспособлениями, уговорили дело расширить и помогли ему.

При содействии дворянства и купечества в 1750г. на берегу Волги возведено деревянное здание театра, вместимостью до 1000 человек. При строительстве его Волков исполнял должность архитектора, живописца, машиниста, костюмера, а далее сделался главным директором и первым актером театра. При известности труппы государыня Елизавета Петровна в 1752г. велела доставить ее ко двору. На придворном театре труппа играла "Гамлета", "Грешника", "Хорева" и была императрицею обласкана. Затем часть труппы императрица отправила учиться театральному мастерству. А Волков читал, рисовал, музицировал, мастерил кукольный театр, ждал постройки настоящего театра и дождался.

По именному указу в августе 1756г. учрежден публичный, постоянный российский театр. Волков проявил талант в полном блеске и был признан великим актером даже иностранными гостями, посещавшими Россию.

В 1759г. он был послан в Москву для учреждения там постоянного театра. Скончался он 4 апреля 1763г. Тело его с великолепной церемонией в присутствии знатнейших придворных при большом стечении народа похоронили в Московском Андроньеве монастыре.