logo
Б

5.5. Тропы

Сказители воспринимали эпические песни в качестве до­стоверно исторических, и это влияло на их поэтический стиль.

В былинах отсутствуют метафоры как стилеобразующий при­ем — метафорические выражения возникали только в привыч­ных оборотах речи (Богатырская кровь раскипелася; Разгорелось его сердце богатырское).

Важным художественно-изобразительным средством являлись эпитеты и сравнения1.

Сравнения использовались при изображении богатыря, а также врага. Богатырь выезжает на своем коне как ясен сокол, как бы белой кречет. Конь под ним — как бы лютой зверь, а копье в его руках как свеча горит. [К. Д. — С. 110].У Идолища головища что ведь люто лохалищо, А глазища что пивныи чашища [Гильф. — Т. 1. — С. 429].

Сравнения подчеркивали конфликтную ситуацию:

Тугарин почернел, как осення ночь,

Алеша Попович стал как светел месяц. [К. Д. — С. 103].

Сравнения входят в состав loci communes: богатырь бьет-то силу, как траву косит; в формуле течения времени

Еще день за день ведь как и дождь дождит,

А неделя за неделей как река бе­жит.

Предметы, наполняющие поэтический мир русского эпоса, отличаются статичностью своих качеств. Это обусловило посто­янство сопровождающих их кратких определений — эпитетов. В былине почти всегда поле — чистое, конь — добрый, море — синее, дуб — сырой, лебедь — белая, богатырь — сильный, могу­чий, вражья сила — поганая, неверная, палица — булатная, стре­ла — каленая, сабля — вострая, Русь — святая, Киев — стольный, палаты — белокаменные, пир — почестей, Владимир — солнышко, Соловей — разбойник, Калин-царь — собака... Эпитеты настоль­ко крепко срослись с определяемыми словами, что, например, Калин-царь сам говорит Илье Муромцу: "Да служи-тко ты со­баке царю Калину".

Эпитеты бывают простыми и сложными. Простые эпитеты состоят из одного определения, сложные — из нескольких. В сложных эпитетах определения могут быть синонимическими, усиливающими выделяемое качество (Сила могучая богатырская) или характеризующими предмет с разных сторон (Да на малых перелетных на серых утушек). Иногда возникают разнообразные сочетания сложных и простых эпитетов, превращаясь в эпитеты развернутые. Например: Тетивочка была шелковая, А белого шел­ку шемаханского.

По словам А. Н. Веселовского, за точностью эпитетов лежат "тысячелетия выработки и отбора"1.