3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
Проблемный блок 3.1. Виды и классификация информационных ресурсов.
3.1.1. Понятие информационного ресурса.
3.1.2. Информационные ресурсы как форма представления знаний.
3.1.3. Основные проблемы теории информационных ресурсов.
3.1.4. Знания как национальное достояние. Проблема «утечки мозгов» в развитые страны.
3.1.5. Классификация информационных ресурсов.
3.1.6. Количественные характеристики некоторых видов информационных ресурсов России.
3.1.7. «Электронизация» информационных ресурсов общества как актуальная проблема.
Проблемный блок 3.2. Информационная инфраструктура общества.
3.2.1. Понятие и основные компоненты информационной инфраструктуры общества.
3.2.2. Центры — генераторы информационных ресурсов современного общества.
3.2.3. Основные тенденции изменения информационной инфраструктуры общества.
Проблемный блок 3.3. Информационные продукты и услуги.
3.3.1. Определение основных понятий.
3.3.2. Основные виды информационных продуктов.
3.3.3. Современные информационные услуги.
Проблемный блок 3.4. Информационный рынок.
3.4.1. Назначение информационного рынка и его основные функции.
3.4.2. Структура информационного рынка современного общества.
3.4.3. Информационный бизнес.
Указатель литературы
1. Информатика / Под ред. проф. Н.В. Макаровой.— М.: Финансы и статистика, 1997.— С. 23-34.
2. Колин К.К. Социальная информатика — новое направление научных исследований по комплексной проблеме
Информатика // Системы и средства информатики: Сб. трудов.— М.: Наука, 1995.— № 7.— С. 24-26.
3. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».
4. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования.— М.: Наука, 1985.
5. Каныгин Ю.М., Яковенко Ю.И. Введение в социальную когнитологию.—Киев: Наукова думка, 1992,
6. Колин К.К. Социальная информатика — научная база постиндустриального общества // Социальная информатика — 94: Сб. научных трудов.— М.: И-т молодежи, 1994.
7. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России и политика их эффективного использования // Проблемы информатизации.— М., 1997.— № 4.
8. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов // Межотраслевая информационная служба.— М., 1995.— № 3.
9. Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития. (Национальный доклад) // Вестник РОИВТ.— М., 1994.— № 4-5.
10. Информатизация общества и бизнес: Научно-аналитический обзор.— М.: ИНИОН РАН, 1992.
11. Введение в информационный бизнес/Под ред. В.П.Тихомирова, А.В. Хорошилова.— М.: финансы и статистика, 1996.
12. Колин К.К. Социально-экономическое развитие как информационная проблема // Межотраслевая информационная служба.— М., 1995.— № 1.— С. 3-9.
13. Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества.— М.: Союз, 1995. — С. 1-70.
14. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика.— М.: Академический Проект, 2000.—350с. (Глава 3.—С. 95-116).
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое ресурс? Каковы основные виды ресурсов общества?
2. Как можно определить современное понятие «информационные ресурсы» ?
3. Какие существуют виды информационных ресурсов?
4. Какие источники информационных ресурсов являются наиболее распространенными?
5. Что такое информационный продукт и информационная услуга?
6. Какие виды информационных услуг являются сегодня наиболее распространенными?
7. Сформулируйте основные понятия рынка информационных продуктов и услуг. Покажите современные направления его развития.
8. В чем заключаются основные проблемы теории информационных ресурсов ?
9. Что такое информационный бизнес ? Каковы его функции ?
10. В чем заключается проблема электронизации информационных ресурсов ?
11. Дайте определение информационной инфраструктуры общества. Охарактеризуйте ее основные компоненты.
12. Каковы современные тенденции динамики информационной инфраструктуры российского общества?
Темы рефератов
1. Информационные ресурсы как фактор социально-экономического развития современного общества.
2. Основные тенденции развития современного общества.
3. Становление и тенденции развития информационного рынка
4. Информационный бизнес сегодня и завтра.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9