logo
Экзамен история искусства 1 курс все Билеты (2017г

34. Дворцы императорского периода древнего Рима

1 золотой дом Нерона

архитекторы - Север и Целлер

190 га. Почти в центре Рима

вход во дворец выделен углублением фасада

перед дворцом - статуя Нерона высотой 35 м

из вестибюля можно было попасть в просторный портик , ведущий к соленому озеру

в правой части дворца был сделан большой восьмиугольный зал, который освещался за счет круглого отверстия

крытыми портиками длиной 1.5 км соединялись отдельные части дворца

в парках - фонтаны, скульптуры

материал - бетон

2 Дворец Флавиев

на Палатине

дворец и стадион

архитектор - Рабирий

2 части: дом императора и дом флавиев

дом флавиев:

3. дворец диоклектиана в сплите

по структуре: укрепленный лагерь, крепость

массивные стены и широкие ворота усилены башнями

небольшие помещения разной формы, сгруппированных и отделенных друг от друга улицами в 11 м

покои императора - с южной стороны, перед ними слева - мавзолей деоклетиана

35. Развитие триумфальной арки

36. Искусство древнего Рима. Живопись

Римская настенная живопись (называемая также помпейской, по основному месту находок) была представлена в нескольких стилях и была широко распространена в Древнем Риме с III века до н. э. до поздней античности. Никогда до, и никогда после этого в истории человечества настенная живопись не была так распространена. Её находили повсюду — от Британии до Египта, от Паннонии (римская Венгрия) до Марокко, в богатых квартирах и в бедном жилье самых отдалённых провинций[1].

Чаще всего живопись была выполнена в смешанной технике фрески и темперы или энкаустики. Штукатурка на стенах была нанесена в несколько слоев, причём их количество могло варьироваться. В основном, как в раннем, так и позднем периоде, чем богаче был дом — тем больше было слоев. Штукатурили стены и расписывали их сверху вниз. Дорогостоящая живопись дополнительно полировалась.

«Инкрустационный стиль»

Он датируется периодом 150 — 80 года до н. э.

Характеристика: Плоскостной характер. Представляет собой подражание кладке стены из цветного мрамора. На стенах внутренних помещений из штука выполняли объемно все архитектурные детали: пилястры, полочки, карнизы, отдельные квадры кладки и потом все расписывали, имитируя в цвете и рисунке отделочные камни. Являлся подражанием внутренним помещениям дворцов и богатых домов в эллинистических городах. Эта техника живописи была более широко распространена среди общественных зданий, нежели чем в жилых домах. 

При украшении стены в первом стиле выделяют три зоны:

Верхняя часть декорировалась выступающим карнизом из гипса.

Средняя часть, в свою очередь делилась на три части, окрашивалась в основном красным и чёрным цветами, но также фиолетовым, жёлто-зелёным, имитируя мрамор, гранит или алебастр.

Плинтусили цоколь, обычно был жёлтого цвета.

Пример: Дом Фавна в Помпеях, вилла Арианна (рисунок)

2) «Архитектурный стиль»

Он датируется периодом между 80 год до н. э.— 14 год н. э.

Характеристика: Более пространственный характер. В этом типе живописи, элементы, такие как карнизы и фризы с побегами виноградных лоз, создаются не из гипса, а вырисовываются, с искусной ловкостью создавая иллюзии из цвета и тени. То, что на протяжении первого стиля реализовывалось в объёме и рельефно.Средняя часть стены покрывалась изображениями беседок, портиков, представленных в перспективе, с применением светотени. Декоративная роспись стен: сценки в трагическом, комическом или сатирическом роде, воспроизводя на картинах подлинные особенности отдельных местностей. В этом периоде появляется фигура пейзажиста, который, в Помпеи рисует в основном сады, на которые поступает много заказов. В экседрах изображались трагические, комические и сатирические сцены; в галерее наоборот использовались в основном пейзажи (морские гавани, высокие мысы, побережья, реки, родники, здания, леса, горы, пастухи со стадами). Наконец города с образами божеств, мифологические сюжеты, троянская война или странствия Одиссея.

Также была мода на изображение натюрмортов с дичью вместе с овощами и фруктами.

Не известны примеры второго стиля вне Рима и зоны Везувия. В отличие от первого стиля который произошёл от эллинийского, второй стиль типично романский.  Пример: Вилла

мистерий в Помпеях, вилла Королевского Леса .

3)«Орнаментальный стиль»

Его начало приходится на середину I века, на эпоху Клавдия (41-54).

В третьем, орнаментальном стиле, исчезает иллюзия объёма в помещениях, которая создавалась использованием перспективы. Основную зону на стенах разделяют горизонтальными и вертикальными линиями, между которыми помещаются картины, в основном на мифологическую тему и пейзажи. Главную роль в оформлении стены играла верхняя часть, которая была украшена орнаментом. Порой ещё можно было найти и архитектурные детали второго стиля, но они становились менее выразительными, впоследствии стиль стал называться орнаментальным. В третьем стиле есть подгруппа, которая отличается частым использованием геометрических узоров, по форме напоминающих канделябр. Переход от второго к третьему стилю ознаменован появлением на стене утонченных линий вместо колонн. «Канделябр» был нарисован объемно, в то время как остальные детали изображались плоско. Пример: "Вилла Цицерона" в Помпеях,Вилла Боскотреказе (рисунок)

4)  Мифологическийстиль (фантастический/декоративный). (50 — 79 н. э.) Четвёртый стиль характеризуется изобилием богатств, но в то же время отсутствием новых элементов. Соединил в себе перспективные архитектурные построения второго стиля с орнаментальными украшениями третьего стиля. Он закрепляется в годы правления Нерона. Орнаментальная часть росписей приобретает характер фантастических архитектурных композиций, а картины, расположенные на центральных частях стен, имеют пространственный и динамический характер. Преобладают белые, красные и черные поля с традиционными орнаментами. Пример: Росписи дворца Нерона в Риме (Золотой дом), Дом Веттиев, Помпеи.