1.4. Понятие культурной динамики
Под культурной динамикой понимается совокупность культурных изменений, результаты которых укореняются в глубинных пластах культуры и могут рассматриваться как явления и процессы, обеспечивающие ее движение и постепенную трансформацию. Единством поступательных изменений культуры становится культурная эволюция; «скачкообразные» изменения в культуре, связанные с коренными переменами ее качества, содержания, смыслов, определяются как культурная революция (в ходе последней существенно и быстро меняются универсалии культуры); стагнация и максимальное замедление динамических процессов – застой культуры.
Ритмика поступательных процессов культурной динамики определяется целым рядом факторов, среди которых целесообразно рассматривать внешние (зависящие от влияния на культуру извне) и внутренние факторы культурных изменений. Среди наиболее значимых внутренних факторов культурной динамики – инновации и трансмиссии, функционирующие на основе взаимодействия в культуре традиций и новаций.
Инновации определяют возникновение новых элементов культуры, либо новых комбинаций (изобретения, новые произведения художественного творчества и т.д.). Трансмиссия – передача культурного наследия последующим поколениям (наследование памятников, рукописей, произведений искусства, зданий и т.д.) Процесс трансмиссии предполагает непосредственный контакт с прошлым, его интерпретацию, своеобразное «пропускание прошлого через себя» - новое поколение не только учится на опыте прошлого, но и добавляет к его богатству свои знания; именно так культура из поколения в поколение прирастает подобно «снежному кому».
У культуры, как и у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются «устойчивая» – консервативная, и развивающаяся – новаторская сторона. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция. Само слово традиция происходит от лат. traditio (передача, предание); традиционное действие и отношение направлено на достижение определенной цели и на реализацию специальной зафиксированной нормы (но не обязательно присутствует полное повторение прошлого образца!). Таким образом, традиция – элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в культурах. Традиция охватывает как материальные, так и духовные элементы культурного наследия; в качестве традиции могут выступать определенные общественные установления, нормы, обычаи, ритуалы, ценности, идеи, технологии и т.п. – одним словом, разнообразные социокультурные программы поведения и деятельности. По существу, традиция является памятью культуры, но культура каждой новой эпохи «помнит» прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде; таким образом традиция сможет рассматриваться как актуализированная культура прошлого.
Традиции функционируют в самых различных областях общественной жизни (право, искусство, мораль, религия и т.д.), хотя значение их в разных сферах неодинаково: например, в религии значение традиции достигает своего максимума, в науке – большее значение имеет новация.
Традиция в культуре выполняет ряд важнейших функций:
во-первых, непосредственно обеспечивает трансляцию социально-культурного опыта, т.е. обеспечивает преемственность в культуре;
во-вторых, дает возможность диалога культур (на основе изучения и уважения традиций разных культурных обществ, как представляющих «лицо» культуры);
В-третьих, обеспечивает целостность и национальную определенность культур (традиция проявляет ее национальную самобытность, специфичность, связь с предшествующими этапами развития).
Жизнеспособность традиции (или самого механизма трансляции через традицию) коренится в ее дальнейшем развитии последующими поколениями. Каждое поколение с необходимостью усваивает ряд традиций, вместе с которыми транслируется многовековой опыт и знания человечества, однако, каждое последующее поколение осмысливает и принимает традицию не механически, а осуществляя выбор наиболее значимого и приемлемого для своего общества.
Культивирование слепого поклонения традиции может породить застой культуры (например, так называемые «традиционные общества» характеризуются закрытостью, «законсервированностью», где время словно бы остановило свой бег, а общество – развитие). Насаждение традиционности свыше может приводить к неприятию ее в обществе (например, течение хиппи в различных областях культуры первоначально было ни чем иным, как «вызовом» традиции, устоям, косности). И, наоборот, пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности, утрате ценных достижений человечества, общезначимого смысла искусства (например, в искусстве авангарда).
Культура без традиции существовать не может - во-первых, потому, что именно традиция передает из поколения в поколение основные программы социокультурной деятельности, а во-вторых, именно традиция формирует менталитет, нравы, обычаи, художественные предпочтения народов, создавая тем самым их национальные культуры. Однако, не менее важна для обеспечения динамики новация (от лат. novatio - обновление и изменение), вне которой невозможно развитие культуры, ее прогресс, прирост новых знаний, формирование новых идеалов и ценностей. Именно в новации традиция находит свое плодотворное продолжение.
Сущность преемственности как необходимого в процессе развития культуры момента состоит в неразрывном органическом единстве с одной стороны, наследования, использования прошлыми поколениями накопленных культурных ценностей, т.е. традиции, с другой стороны – критического анализа и творческой переработки этих ценностей, создании на их основе нового, т.е. новации.
В истории культуры субъективное осознание человечеством значения традиции и новации может быть рассмотрено на 3-х основных этапах.
- В традиционных обществах (доиндустриальные общества – древний Восток, первобытность, Средневековье) люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то лишь в рамках традиции, на основе которой и происходит функционирование культуры. В данном случае изменения в транслируемых культурных программах происходит очень медленно. Эти культуры привержены традиции, оценивают ее роль в историческом развитии как первостепенную, и хотя и они подвержены новациям, традицию воспринимают как основу общественного существования.
- В индустриальном обществе (западное общество, начиная с эпохи Нового времени) в механизме трансляции культурных программ значительное место отводится новации. Особое значение новации как «двигателю» общественного прогресса придает ХХ век. Зачастую здесь новация существует ради новации, появляются попытки полностью отвергнуть традицию как нечто косное, тормозящее культурное развитие. Огромное преимущество динамичной культуры ХХ века провозглашается как невиданная ранее мера свободы, что особенно ярко проявляется в художественной культуре. Конечно, художник может ощущать себя свободным от традиции и довлеющего канона (чего, например, не мог себе позволить средневековый творец), однако, нельзя забывать, что это лишь иллюзия, поскольку свободным от традиции быть нельзя. Можно освободиться от ее жестких предписаний, обычаев и даже норм, но от своего внутреннего «я», которое как раз и сформировано определенной культурной традицией, освободиться нельзя. Художник, отдающий себе в этом отчет, действительно будет свободен в своем творчестве, основываясь на традиции и проявляя в индивидуальном мастерстве, замысле новацию. С другой стороны, отказ от традиции связан с опасностью утраты отработанного за века равновесия в механизме преемственности. Только в современном обществе, когда некоторые художники декларируют отказ от традиции, стали возможными эксцессы самоцельной новации (характерны для многих форм искусства авангардизма). Неправильное истолкование традиции так же приводит к «перегибам», характерным для современной культуры (примером может служить псевдонародное искусство, тиражируемое в китче).
Попытки отказа от традиции в современном обществе можно наблюдать и на примере некоторых политических событий XX века: например, история России, когда на заре советской власти попробовали отказаться от преемственности и старых традиций. В художественной культуре этого периода возникло целое течение, лидеры которого хотели построить новую «пролетарскую» культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей, якобы всецело чуждой для интересов народа. Это течение стало называться «пролеткультом». Во многих случаях оно привело к невосполнимым потерям в культурной сфере, даже разрушению ее материальных памятников. Подобная же ситуация – попытка отказа от культурной традиции - создалась в Китае в 60-е годы, когда была провозглашена так называемая «великая культурная революция». Негативные последствия ее до их пор ощутимы для китайского общества.
- Культура постиндустриального общества раскрывается в ситуации постмодернизма (ситуация, сложившаяся в культуре в последней трети ХХ столетия и продолжающаяся по сегодняшний день). Постмодернизм декларирует «пересечение» традиции и новации: культура постмодерна в искусстве и философии провозглашает себя «культурой кавычек», цитируя и перефразируя лучшие достижения культуры человечества.
К наиболее значимым «внешним» факторам культурной динамики относят аккультурацию, трансферт, диффузию, синтез и т.д.
Так, аккультурация – целенаправленное заимствование и освоение культурных ценностей одного общества другим. Она может осуществляться прямым образом, т.е. через конкретных носителей, попавших в новую социальную среду, или носить косвенный характер, осуществляясь через воздействие средств массовой коммуникации, приток новых товаров, действие моды и т.д.
Понятие аккультурации использовано впервые антропологом Ф. Боасом для характеристики культурных изменений в племенах североамериканских индейцев (изменения на основе ассимиляции с культурой белых американцев).
Различия в культурных изменениях обществ и степени аккультурации выражается в 3-х основных типах реакции культуры реципиента на новое культурное содержание:
принятие (полное замещение старого культурного содержания новым);
адаптация (частичное изменение традиции);
реакция (полное отторжение культурных нововведений);
обратное влияние – влияние реципиента на донора (напр., воздействие африканской музыки на американскую).
Диффузией называют стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве через взаимопроникновение культурных черт разных сообществ. Трансферт – механическое заимствование, копирование внешних образцов одной культуры у другой без глубокого их освоения. Наиболее интересен и продуктивен для культурной динамики синтез, определяемый как взаимодействие и создание однородных культурных элементов, в результате которых возникает новое целостное культурное явление, отличающееся от исходных компонентов качественным своеобразием. Примером плодотворного синтеза может служить латиноамериканская цивилизация, синтезировавшая индейскую и испано-португальскую культуры, современная российская культура, синтезировавшая культуры евроазиатских народов, исторически вошедших в состав России. От синтеза культур следует отличать их симбиоз – соединение разнородных элементов разных культур, при котором собственные и заимствованные элементы остаются достаточно обособленными, сохраняющими «дистанцию» по отношению друг к другу. Симбиотические конгломераты чаще всего возникают стихийно в ходе завоеваний одного народа другим. Ярким примером культурного симбиоза была эллинистическая общность народов, образовавшаяся в результате завоеваний Александра Македонского.
Одним из факторов культурной динамики, который может рассматриваться и как внутренний и как внешний механизм является культурный конфликт. Конфликт это противоречие или столкновение элементов на базе различий, возникающих внутри культуры или между культурами. Один из наиболее опасных видов конфликтов является аномия, представляющая собой распад системы ценностей, вследствие чего нарушается единство культуры, общества. Аномия дважды за ХХ столетие поразила отечественную культуру – после октября 1917 года (движение за ниспровержение всей предшествующей культуры) и перестройка 1985г., когда произошел настоящий обвал культурных ценностей советской эпохи, сопровождавшийся крушением памятников, переписыванием истории, огульной критикой всего, что досталось нам в наследство от советской эпохи.
Следует отметить, что понимание направленности, факторов, механизмов культурной динамики достаточно условно. Ни один вариант культурных изменений как правило не охватывает культуру целиком. Отличительной особенностью культуры является её многослойность, в силу чего изменения в ней происходящие могут быть совершенно разнонаправленными, когда одновременно действуют различные факторы и механизмы. Таким образом, динамика культуры полиморфна; однако, в качестве главного мерила происходящих изменений всегда остается гуманитарный характер и направленность всех трансформаций, их отражение на индивиде и его социально-культурной жизни.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?