12.4. Культура периода золотоордынского ига
В середине XIII века раздробленную Русь постигла страшная беда, которая почти на полтора века задержала закономерный процесс интеграции отдельных русских княжеств в единую державу. Разрушительное монголо-татарское нашествие серьезно затормозило прогресс древнерусской культуры и цивилизации и уничтожило немало достигнутого. Татаро-монгольское нашествие заставило сосредоточить внимание на одном - сохранении политической самостоятельности, восстановлении независимости и свободы.
Татаро-монголы существенным образом повлияли на демографическое, хозяйственное, социальное, политическое и культурное развитие древнерусских земель. Сам факт господства татар над русской землей определенно содействовал разделению Руси на две половины: на северо-восточную и юго-западную. В 1240 году татары взяли Киев и разрушили его практически до основания. Через пять лет итальянские монахи, ехавшие в ставку Великого Хана, описали полное запустение на месте когда-то большого и прекрасного города. По подсчетам археологов, из 74 русских городов 49 были разорены татаро-монголами, 14 из них перестали существовать навсегда, а 15 превратились в сельские поселения.
Подсчитано, что с 1228 г. по 1462 г. в летописях сообщается о 90 случаях междоусобных войн, причём в 35 случаях говорится о взятии городов на Руси. Междоусобица, это страшное наследие периода феодальной раздробленности, - сохранялась и изживалась с трудом. Но теперь она поощрялась монгольскими ханами, использовавшими политическую зависимость русских княжеств для своих политических игр, стравливая князей друг с другом в борьбе за «ярлык» ‑ право на княжение.
Монголы обложили Русь непомерными поборами. На пахаря была возложена дань сперва по 1/2 гривны с сохи, но после ряда восстаний дань была снижена – «по рублю с 2 сох». 1 гривна в то время - золотой или серебряный брусок весом 195 граммов. Одна серебряная гривна равнялась примерно 200 беличьим шкуркам, один раб стоил 5 гривен. 1 рубль равнялся 97,5 г, то есть приравнивался к половине гривны. Московский князь платил дань 5 000 рублей, то есть 4,8 тонны золота, новгородский - 1 500 рублей.
К дани добавлялись всевозможные (числом до 14) поборы, «подарки», «поминки» и прочие разовые сборы – «кормленье», «становое», «поклонное», «выездное». Но самое главное культурное достояние страны - это люди. Монголы угоняли в «полон», продавали в рабство тысячи русских людей - их покупала «цивилизованная» Европа. Через черноморские порты поток русских невольников потек из страны. На торговле рабами обогащались причерноморские города-государства, крымские татары, генуэзские купцы.
На Руси в результате татарского нашествия исчезли многие отрасли ремесла, была забыта техника перегородчатой эмали, производство стеклянных бус, черни, зерни, скани (художественной обработки благородных металлов). В других ремёслах произошло опрощение и огрубление технических приёмов. Почти на целое столетие прекратилось каменное строительство в русских городах.
Результатом монгольского нашествия явились: уничтожение сотен городов, тысяч поселений, дворцов, кремлей, церквей, монастырей. Были убиты или угнаны в Орду десятки тысяч ремесленников.
Уже сами названия летописей XIII - начала XV вв. привлекают внимание к главному ‑ трагедии народа, теме патриотизма: «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Фёдора», «Задонщина», «Летописная повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о нашествии Тохтамыша». Этому же посвящены и легенды того времени: «Легенда о граде Китеже» повествует о том, что разорённый и разграбленный Батыем прекрасный город Китеж стал невидим на берегу озера Светлояр вплоть до «пришествия Христа».
Русская литература продолжала развивать две глобальные темы – борьба русского народа против монголо-татарского ига и политическое объединение русских земель.
Духовным вождем русского народа в деле национального освобождения от монголо-татарского ига не без основания считается Сергий Радонежский. Воспетый в житийной литературе Сергий Радонежский (ок. 1321‑91) был основателем Троицкого монастыря в 70 км к северу от Москвы (ныне г. Сергиев Пасад). Эта святая обитель сыграла большую роль в формировании русского самосознания, русской культуры, стала образцом сплоченного монашеского духовного братства. Ученики Сергия Радонежского Андроник, Савва, Кирилл, Ферапонт и другие стали основателями сети монастырей по всей Руси. Сам Сергий отказался от сана митрополита Московского. Именно он благословил князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву.
Следует сказать, что победа на Куликовом поле (1380) вызвала национальный подъем духа, укрепление великорусской народности. Зона русского влияния распространилась и на юго-восточные земли, закрепила результаты Синеводской битвы (около 1363 года), высвободившей Правобережную Украину из-под ига Орды, что, несомненно, содействовало великорусско-украинскому сближению.
Освобождение от татаро-монгольского ига и усиление государства способствовало подъему национального самосознания, все больше ощущалось этническое единство. Великое княжество Московское становится идеологическим центром воссоединения Северо-Восточной Руси. Начало употребляться понятие «Россия» и производное от него «российский». Слово «русский» применяется для обозначения принадлежности к русской народности, а слово «российский» – принадлежности к Российскому государству.
Однако проблема монголо-татарского нашествия в современной литературе остается. До сих пор не существует единого взгляда на значение этого события для истории России. Официальная версия гласит, что монголо-татарское завоевание стало резким тормозом в столь успешном развитии всего древнерусского государства, как в культурном, так и в политическом, и в экономическом отношениях. Но наука не была бы наукой, если бы не выдвигала иные точки зрения, тем более что материалов по истории культуры Древней Руси, неисследованных в достаточной степени до сих пор или сознательно замалчивавшихся в угоду официальным трактовкам, достаточно много. Согласно версии Л. Н. Гумилева, видного ученого-этнографа, создателя этническо-пассионарной концепции развития человечества, существует много вопросов и неясностей, касающихся самого процесса завоевания Руси монголо-татарами, ибо захватчики действовали слишком необычно для своей роли. Несмотря на иго, Русь не стала частью Орды, ни один хан не был направлен для управления захваченными территориями, монголо-татары никоим образом не стремились насаждать свою культуру в покоренной Руси и не подавляли ее культуру. По большому счету они требовали от русских только ежегодной выплаты определенной дани.
Фактом, однако, остается то, что дальнейшее развитие культуры было прервано, и, прежде всего, внешними факторами. Но культура не исчезла. Она была сохранена, сбережена народом и стала воссоздаваться вновь, но уже вокруг другого центра - Москвы.
Таким образом, первоначальный духовно-нравственный опыт восточных славян складывался в диалектике христианского и языческого, канонического и неканонического, универсального и национального начал традиции. Так, крещение и христианизация Руси означали возникновение государственности и церковности, письменности и книжности, а также становление идеалов гуманизма, любви, милосердия, соборности.
Христианство стало для Руси не только религией и идеологией, но и универсальной культурой, в понятиях и терминах которой начало проявляться и отражаться ее новое самосознание, выступавшее до того в форме сознания племенного и мифологического. С принятием христианства осознание восточными славянами своей общности и единства стало перерастать прежние рамки языческого мифологического оформления. Можно сказать, что христианство на смену языческой идеологии с ее разноплеменным многобожием, уже не отвечавшим потребности в межплеменном общегосударственном единстве, принесло русским племенам монотеистическую мифологию, которая была воспринята и усвоена именно потому, что соответствовала потребностям племен в объединении под единой государственной властью и выработке единой культуры.
Делая вывод, можно сказать, что геополитическое положение, а также христианизация по восточному образцу способствовала трансформации сознания восточных славян от родоплеменного и разноземельного к народно-государственному и общенациональному, от язычески мифологического к эпическому и одновременно с ним – просвещенно-книжному, а затем и к цивилизационному. Разумеется, эта трансформация не была мгновенной. Она осуществлялась во времени, и процесс этот был достаточно длительным.
Вопросы для обсуждения:
Назовите особенности древнеславянской языческой религии?
Что изменилось в мировоззрении восточных славян после принятия христианства?
Каким образом христианство повлияло на развитие культуры Киевской Руси? Приведите примеры.
Охарактеризуйте особенности древнерусской литературы.
Каковы последствия монголо-татарского нашествия для русской культуры?
Литература
Березовая Л. Г., Берлякова Н.П. Введение в историю русской культуры. М., 2002.
Бобров Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.
Булгаков С. Икона и иконопочитание. М., 1996.
Введение христианства на Руси. М., 1987.
Зайцев Д. М. Общественно-политическая и религиозно-философская мысль Беларуси, Украины и России IX – XVII вв. М., 2003.
Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2004.
Лихачев Д. С., Вагнер Г. К., Вздорнов Г. И., Скрынников Р. Г. Русь. История и художественная культура. М., 2003.
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 2004.
Очерки истории культуры славян. М., 1996.
Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982.
Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М., 2004.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988.
Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991.
Цеханская К. В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. М., 2004.
Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия. М., 1992.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?