1. Особенности культуры Руси XIII века
К XIII веку в упадок приходит Киевская Русь. Начинается феодальная раздробленность. В XII веке насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне монгольского нашествия – 50 княжеств, а в XIV веке их число приближалось к 250. При этом каждое княжество стремилось подчеркнуть свой суверенитет, в каждом создавались местные художественные школы – в Киеве, Новгороде, Владимире, Суздале, Москве.
Россия с 1242 по 1480 годы была под игом татаро-монгольских завоевателей.
Ущерб, нанесенный народам России не восполним. Города были сожжены и ограблены. Ремесленники и иконописцы погибли или уведены в плен. Первые 50 лет ига русская культура переживала нечто вроде культурного шока. Связи Руси с Западной Европой, с Византией затихли, каменное зодчество заменено деревянным, памятники которого часто гибли в пожарах, технические и художественные навыки по выделыванию перегородочной эмали, черни, резьбы по камню, стеклоделия, терялись и уменьшались.
Духовное сознание народа было катастрофическим. Люди в городах завоевателями уничтожались, даже некому было оплакивать убитых. Так в «повести о разорении Рязани Батыем» сообщается: «И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего, ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые».
Длилось татаро-монгольское иго двести лет. Множество бед пришлось пережить русским людям за этот период. Еще и потому, что князья разных городов ссорились и воевали друг с другом, часто призывая к себе на помощь Татр в этой борьбе. К примеру, когда Татр в этой борьбе. К примеру, когда Дмитрий Донской собирал войско для Куликовской битвы, суздальские князья обманули москвичей, не открыли им ворота, татары вышли в Москву и вырезали 24 тыс. человек. Погибли драгоценные документы и первые архивы Московского княжества.
К тому же в 1353 г. по Московской земле прокатилась чума, покосившая много людей, в 1380 году произошло страшное кровопролитие на Куликовом поле.
В 1382 г. при нашествии Тохтамыша на Москву кремлевские церкви снизу доверху «до строп» были набиты иконами и книгами. Все это было подожжено и сгорело. То есть потери культурного наследия были в количестве не поддающемся учету за 200 лет монголо-татарского ига.
Однако те земли, которые не были завоеваны монголо-татарами как Новгород сохранили ремесло, летописи, мастеров.
Но культурный шок постепенно проходил. Появлялись люди, задумывающиеся о спасении. Их называли подвижниками, пустынножителями. Монахи уходили в лесные дали, создавали многочисленные скиты, обители, кельи, небольшие монастыри, уходя отдаляясь от больших монастырей, которые завоевателями разорялись. Многие из монахов позднее стали знаменитыми святыми Русской православной церкви.
При дворах многих князей писались летописи, при монастырях понемногу восстанавливались монастырские иконы, училища, переписывались старые книги, создавались новые. В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более быстрое и свободное письмо.
Последствиями монголо-татарского ига является изменение русского генофонда. Аристократия обоих народов заключала браки, мурзы принимали православие и становились русскими князьями.
Историки сообщают, что татары – противники ислама находили приют и дружелюбие в русских княжествах. Так появились смешанные браки и фамилии: Аксаков, Алябьев, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов, Бердяев, Боборыкин, Булгаков, Бунин, Бухарин, Гоголь, Годунов, Горчаков, Державин, Карамзин, Кропоткин, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Строганов, Татищев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Тютчев, Ушаков, Чаадаев, Шишков и др.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры