37. Искусство древнего Рима. Скульптура Республиканский период.
Эмоциональная скупость, отстраненность и холодность. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры, отсюда такие черты как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной (реалистичный скульптурный портрет).
Восковые (гипсовые) маски, снятые с лиц умерших членов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процессии. Позднее эта традиция питалась практической потребностью сохранения для потомства точного изображения индивидуального лица, а также прославление участников исторических событий. Римские мастера работали в камне, мраморе и бронзе. Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). В случае преступления человека его изображения уничтожались
Тем не менее, стиль портрета I века до н. э. еще не стал однородным, происходили поиски. Некоторые исследователи выделили значительное число различных групп и направлений (до 20); все же гораздо более традиционно разделение на две основные линии[1]:,
1)Староримское (веристическое) — продолжение традиций этрусской и раннеиталийской пластики, с максимальной точностью визуальных черт (примеры: погребальная скульптура — надгробные статуи и рельефы с бюстами покойных в нишах; иконография тогатуса. Сухой, линейно-графический стиль.
2)Эллинизирующее— в период поздней Республики (c 1-й пол. I в. до н. э.) портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства. От этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека. Живописно-патетический стиль, интересующий более культурные слои. Более сложная техника — мастерство обработки мрамора, блестящая живописная лепка форм.
Пример: посмертный портрет Юлия Цезаря. Цезарь изображен не как божественный Юлий, великий полководец и государственный деятель, каким мы его видим на других портретах, но как простой человек последних дней жизни, усталый и постаревший, утомленный непрестанными государственными заботами, исполненный какого-то внутреннего беспокойства и печали. В то же время лицо этого человека незаурядно, в нем ощущаются сдержанная сила и глубокий ум. Внимательно переданные внешние черты посмертного портрета Цезаря: подчеркнутые скулы, впалые щеки и набухшие мешки под глазами — вполне соответствуют характеру позднереспубликанского портрета. Голова Цезаря из музея Торлониа — один из самых поздних и в то же время наиболее выразительных портретов предавгустовского периода; она достойно завершает долгий путь развития римского республиканского портрета, приведший от веристических образов, натуралистически верно и подробно передававших лишь внешнее сходство, к более значительным изображениям, раскрывающим внутренний мир человека, предвосхищая в этом достижения римского искусства последующего периода.
императорский период: Складывается особый официальный стиль. Портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. Римляне не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. Практически всегда скульптуры богов изображались с лицами правящих императоров. В портретной скульптуре ваятели любили теперь оперировать крупными, мало моделированными плоскостями щек, лба, подбородка. Это предпочтение плоскостности и отказ от объемности, особенно ярко проявившиеся в декоративной живописи, сказывались в то время и в скульптурных портретах.
Развитие скульптурного портрета эпохи Империи прошло несколько стадий: глубокий интерес к человеческой личности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистическую оценку (I в., вторая половина, например, портреты Веспасиана, Вителлия), стремление создать идеал, подобный греческому (II в.— эпоха Адриана, например, изображения любимца императора Антиноя), и сатирический, обличительный пафос портретов последних веков существования Рима (III—IV вв.). Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, окрашиваемый в портретах I в., со II в. стали намечать пластически; употреблялась полировка мрамора. В III—IV вв. появляется техника насечки, подчеркивающая шероховатость мрамора, упрощается скульптурная моделировка. Географическая пестрота римского мира, варваризация армии, особенно усилившаяся после эдикта Каракаллы о распространении прав римского гражданства (212 г.), породила много портретов людей неримского происхождения. Глубокой тонкой психологичностью, элегической грустью поражает высокоодухотворенный образ женщины в портрете, условно называемом портретом сириянки.
Пример: Статуя Августа из Прима Порта. Император изображен спокойным, величественным, рука поднята в призывном жесте; Лицо императора не отличается особой выразительностью, однако парадоксальным образом этот факт лишь усиливает ощущение величия. в одежде римского полководца он как будто появился перед своими легионами. Его панцирь украшен аллегорическими рельефами, плащ перекинут через руку, державшую копье или жезл. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что, как известно, является традицией греческого искусства, условно представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. В постановке фигуры используются мотивы эллинистических мужских фигур школы знаменитого греческого мастера Лисиппа.
Лицо Августа носит портретные черты, но, тем не менее, несколько идеализировано, что опять-таки исходит из греческой портретной скульптуры.Статуя как и греческая была раскрашена. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Подобные портреты императоров, предназначены для украшения форумов, базилик , театров и терм,должныбыли воплощать в себе идею величияи мощиРимскойимпериии незыблемости императорскойвласти.
Пример: Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре Севере. На первый план вышла характеристика личности (в отличие от прежнего интереса к живописным проблемам, моделировке поверхности мрамора).
Примерами новой техники, которая получила интенсивное развитие во 2-й четверти III века являются портреты Филиппа Аравитянина и Бальбина. Стиль изображения «солдатского» императора Филиппа является практически полным отрицанием живописного стиля эпохи Антонинов, в нем нет ни следа утончённой культуры.
Портрет лишен и идеализации, и традиционности; техника крайне упрощена — волосы и борода показаны короткими насечками, попарно поставленными, черты лица выработаны глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от детальной моделировки, фигура и черты лица асимметричны. Скульптор демонстрирует крайний реализм, используя все возможные средства, практически импрессионистически — с выделением самых важных черт без затемнения их деталями, характеристика несколькими меткими штрихами.
- 1) Первобытное искусство. Эпоха палеолита.
- 2) Первобытное искусство. Мегалиты.
- 3) Эволюция погребальных сооружений Египта Древнего царства.
- 4) Комплекс пирамид в Гизе.
- 5) Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре
- 6. Храм Хатшепсут в Луксоре
- 7. Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбел. Планировочное решение
- Объемно-пространственная композиция
- Состав помещений
- Стройматериалы
- 8. Архитектура Шумера и Аккада
- Древние шумерские города
- 9. Искусство Шумера и Аккада
- 10. Градостроительство Месопотамии (Дур-Шаррукин, Вавилон)
- Дворец Саргона II
- Вавилон
- Основные сооружения Вавилона
- Оборонительные стены Вавилона
- 11. Искусство Ассирии (рельефы, круглая скульптура)
- Круглая скульптура
- 12 .Зиккураты Месопотамии
- 13.Висячие сады Семирамиды
- 14. Архитектура Кносского Дворца.
- 15. Искусство Крита.
- Декоративно-прикладное искусство
- 16. Погребальные сооружения Микен [характеристика купольных гробниц]
- [Гробница атрея]
- 17. Типы греческих храмов
- 18. Строительная техника и материалы периода архаики
- 19. Архитектура архаики на примере Дельфийского комплекса
- [Назначение]
- [Размещение в структуре города]
- [Объёмно-пространственная композиция]
- [Конструкции]
- [Стройматериалы]
- [Декор]
- [Технология строительства]
- Конструкции
- Стройматериалы
- Технологии
- 21. Высокая классика. Парфенон
- Назначение
- Расположение
- Объемно-пространственная композиция и конструкции
- Материалы и технологии
- 22. Искусство Древней Греции. Скульптура Архаика
- Ранняя классика
- Высокая классика
- Поздняя классика
- 23. Погребальные сооружения этрусков
- 24. Культовые сооружения этрусков. Основные принципы сохранения этрусского храма
- 25. Искусство этрусков. Скульптура и живопись Скульптура
- Живопись
- 26. Инженерные сооружения Древнего Рима в Республиканский и Императорский периоды.
- 1. Республиканский период
- 3. Крепостные стены
- 27. Римский Форум
- Эволюция форума
- Основные сооружения форума
- Храм конкордии
- Храм весты
- Дом весталок
- Храм сатурна
- Табуларий
- Базилика эмилия
- Базилика юлия
- 28. Форум траяна в риме
- 29. Римские термы
- Термы каракалы
- Стабианские термы в помпеях
- 30. Римский жилой дом атриумно-перистильного типа
- Строенение дома
- Атрий по витрувию, способы перекрытия
- Примеры
- 31.Римский ордер. Характеристика ордеров:
- 32. Колизей
- 33. Пантеон в Риме
- 34. Дворцы императорского периода древнего Рима
- 37. Искусство древнего Рима. Скульптура Республиканский период.
- 38. Древний Рим. Стройматериалы и конструкции Материалы
- 39. Собор св. Софии в Константинополе
- 44. Общая хар-ка планировочного и объемного решения романского храма Средневекового периода
- 45. Архитектурный ансамбль в Пизе.
- Пизанская башня:
- Пизанский собор:
- Кладбище Кампосанто
- Баптистерий
- 46. Особенности Романской архитектуры во Франции, Германии и Англии Основные архитектурные школы французского романского стиля
- Школа Прованса
- Нормандская школа
- Школа Перигора
- Основные архитектурные школы романского стиля в Германии
- Особенности романской архитектуры Англии
- 47. Ранняя готическая архитектура Франции (собор Парижской богоматери)
- 48. Готика Франции зрелого периода Собор в Шартре
- Конструкции и объемно-пространственная композиция:
- Собор в Реймсе
- 4 Архитектора:
- 1)В этом соборе самое большое количество скульптур 1303
- Собор в Амьене
- Строительный материал
- Конструкции и объемно-пространственная композиция
- 49. Жилой дом средневековой Европы
- В готический период
- 50. Средневековый замок Первые замки
- Жилые помещения.
- Функции
- 51. Особенности готики Германии и Англии
- 52. Особенности готики Италии
- Сиенский собор
- Архитектура собора Санта-Мария дель Фьоре
- 53. Стройматериалы, конструкции и тектоника готического собора
- 54. Организация строительных работ в период готики
- 55. Искусство готики. Скульптура и витраж
- 56. Халифат Омеядов. Купол Скалы.
- [Объёмно-пространственная композиция]
- [Конструкции]
- [Стройматериалы]
- [Декор]
- [Другое]
- 57. Халифат Омеядов. Большая мечеть в Дамаске
- 58. Халифат Омеядов. Мечеть в Кордове
- 59. Творчество Ходжи Синана