logo
Экзамен история искусства 1 курс все Билеты (2017г

37. Искусство древнего Рима. Скульптура Республиканский период.

Эмоциональная скупость, отстраненность и холодность. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры, отсюда такие черты как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной (реалистичный скульптурный портрет).

Восковые (гипсовые) маски, снятые с лиц умерших членов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процессии. Позднее эта традиция питалась практической потребностью сохранения для потомства точного изображения индивидуального лица, а также прославление участников исторических событий. Римские мастера работали в камне, мраморе и бронзе. Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). В случае преступления человека его изображения уничтожались 

Тем не менее, стиль портрета I века до н. э. еще не стал однородным, происходили поиски. Некоторые исследователи выделили значительное число различных групп и направлений (до 20); все же гораздо более традиционно разделение на две основные линии[1]:,

1)Староримское (веристическое) — продолжение традиций этрусской и раннеиталийской пластики, с максимальной точностью визуальных черт (примеры: погребальная скульптура — надгробные статуи и рельефы с бюстами покойных в нишах; иконография тогатуса. Сухой, линейно-графический стиль.

2)Эллинизирующее— в период поздней Республики (c 1-й пол. I в. до н. э.) портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства. От этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека. Живописно-патетический стиль, интересующий более культурные слои. Более сложная техника — мастерство обработки мрамора, блестящая живописная лепка форм.

Пример: посмертный портрет Юлия Цезаря.  Цезарь изо­бра­жен не как боже­ст­вен­ный Юлий, вели­кий пол­ко­во­дец и государ­ст­вен­ный дея­тель, каким мы его видим на дру­гих порт­ре­тах, но как про­стой чело­век послед­них дней жиз­ни, уста­лый и поста­рев­ший, утом­лен­ный непре­стан­ны­ми государ­ст­вен­ны­ми забота­ми, испол­нен­ный како­го-то внут­рен­не­го бес­по­кой­ства и печа­ли. В то же вре­мя лицо это­го чело­ве­ка неза­у­ряд­но, в нем ощу­ща­ют­ся сдер­жан­ная сила и глу­бо­кий ум. Вни­ма­тель­но передан­ные внеш­ние чер­ты посмерт­но­го порт­ре­та Цеза­ря: под­черк­ну­тые ску­лы, впа­лые щеки и набух­шие меш­ки под гла­за­ми — вполне соот­вет­ст­ву­ют харак­те­ру позд­не­рес­пуб­ли­кан­ско­го порт­ре­та. Голо­ва Цеза­ря из музея Тор­ло­ниа — один из самых позд­них и в то же вре­мя наи­бо­лее выра­зи­тель­ных порт­ре­тов пред­ав­гу­стов­ско­го пери­о­да; она достой­но завер­ша­ет дол­гий путь раз­ви­тия рим­ско­го рес­пуб­ли­кан­ско­го порт­ре­та, при­вед­ший от вери­сти­че­ских обра­зов, нату­ра­ли­сти­че­ски вер­но и подроб­но переда­вав­ших лишь внеш­нее сход­ство, к более зна­чи­тель­ным изо­бра­же­ни­ям, рас­кры­ваю­щим внут­рен­ний мир чело­ве­ка, пред­вос­хи­щая в этом дости­же­ния рим­ско­го искус­ства последу­ю­ще­го пери­о­да.

императорский период: Складывается особый официальный стиль. Портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. Римляне не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. Практически всегда скульптуры богов изображались с лицами правящих императоров. В портретной скульптуре вая­тели любили теперь оперировать крупными, мало моделированными плоскостями щек, лба, подбородка. Это предпочтение плоскостности и отказ от объемности, особенно ярко проявившиеся в декоративной живописи, сказывались в то время и в скульптурных портретах.

Развитие скульптурного портрета эпохи Империи прошло несколько стадий: глубокий интерес к человеческой лич­ности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистическую оценку (I в., вторая половина, например, портреты Веспасиана, Вителлия), стремление создать идеал, подобный гре­ческому (II в.— эпоха Адриана, например, изображения любимца императора Антиноя), и сатирический, обличительный пафос пор­третов последних веков существования Рима (III—IV вв.). Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, окрашиваемый в пор­третах I в., со II в. стали намечать пластически; употреблялась полировка мрамора. В III—IV вв. появляется техника насечки, подчеркивающая шероховатость мрамора, упрощается скульптур­ная моделировка. Географическая пестрота римского мира, варваризация армии, особенно усилившаяся после эдикта Каракаллы о распростра­нении прав римского гражданства (212 г.), по­родила много портретов людей неримского проис­хождения. Глубокой тон­кой психологичностью, элегической грустью пора­жает высокоодухотворен­ный образ женщины в портрете, условно называе­мом портретом сириянки.

Пример: Статуя Августа из Прима Порта. Император изображен спо­койным, величественным, рука поднята в при­зывном жесте; Лицо императора не отличается особой выразительностью, однако парадоксальным образом этот факт лишь усиливает ощущение величия. в одежде римского полководца он как будто появился перед своими легионами. Его панцирь украшен аллегорическими рельефа­ми, плащ перекинут через руку, державшую копье или жезл. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что, как из­вестно, является традицией греческого искусства, условно представляющего богов и героев обна­женными или полуобнаженными. В постановке фигуры используются мотивы эллинистических мужских фигур школы знаменитого греческого мастера Лисиппа.

Лицо Августа носит портретные черты, но, тем не менее, несколько идеализировано, что опять-таки исходит из греческой портретной скульп­туры.Статуя как и греческая была раскрашена. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Подобные портреты императоров, предназначены для украшения форумов, базилик , театров и  терм,должныбыли воплощать в себе идею величияи мощиРимскойимпериии незы­блемости императорскойвласти.

Пример: Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре Севере. На первый план вышла характеристика личности (в отличие от прежнего интереса к живописным проблемам, моделировке поверхности мрамора).

Примерами новой техники, которая получила интенсивное развитие во 2-й четверти III века являются портреты Филиппа Аравитянина и Бальбина. Стиль изображения «солдатского» императора Филиппа является практически полным отрицанием живописного стиля эпохи Антонинов, в нем нет ни следа утончённой культуры.

Портрет лишен и идеализации, и традиционности; техника крайне упрощена — волосы и борода показаны короткими насечками, попарно поставленными, черты лица выработаны глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от детальной моделировки, фигура и черты лица асимметричны. Скульптор демонстрирует крайний реализм, используя все возможные средства, практически импрессионистически — с выделением самых важных черт без затемнения их деталями, характеристика несколькими меткими штрихами.