Примеры
Декоративная отделка домусов становится все более пышной. В стенных росписях преобладали сочетания ярких цветов. Снизилось качество выполнения рельефов, скульптуры и стуковых деталей. Колонны стали покрывать толстым слоем штукатурки, особенно в нижней трети, и ярко окрашивать. Это нарушало тектонику колонны, вносило пестроту в оформление интерьера и. свидетельствовало о невысоком вкусе новой аристократии. Помпейские дома 1в. н.э. позволяют проследить различные тенденции в преобразовании атриумно-перистильного дома.
В одних домах — дом Трагического поэта в Помпеях (рис. 170) — была утрачена строгая правильность плана, симметричность расположения помещений относительно продольной оси и прямолинейность последней. В этом доме главная ось зигзагообразна, так как передняя часть дома, отвечающая направлению улицы, помещена под углом к тосканскому атрию. Ось слегка сдвинутого по отношению к атрию проходного таблинума отклоняется влево, а ось перистиля — вправо. Поэтому, хотя анфиладность и сохраняется, впечатление о доме как о едином комплексе ослабляется. План этого дома не строен и нечетко организован из-за почти полного отсутствия симметрии его частей. Симметричны лишь передние помещения. Но залы с правой стороны атрия, имеющего только одно крыло, не соответствуют своим числом и формой залам левой стороны. В перистиле над левой группой выходящих в него помещений преобладает правая группа с огромным триклинием.
В других домах — дом Веттиев — изменению подвергся атрий: здесь он не имеет таблинума. ( помещение в древнеримском жилище. Примыкало непосредственно к атриуму, от которого в некоторых случаях его отделяла ширма или деревянная перегородка) Место таблинума занял широкий проход, отделенный от перистиля двумя столбами. Упразднение таблинума превратило атрий в простое преддверие перистиля. Это сильно отличает дом Веттиев от аналогичного по плану республиканского дома Фавна, где атрий был парадным центром дома. Здесь им стал перистиль, колонны которого, окрашенные в желтый и голубой цвета, образовали яркое обрамление сада. Статуи, во множестве наполнявшие середину перистиля, оттенялись не только зеленью, но и пестрым фоном колоннад. Дом Веттиев знаменит своими фресками, ценными не только в художественном, но и в историческом отношении. В миниатюрных сценках, в которых действуют амуры и психеи, показаны трудовые процессы многих представителей ремесел и различные сцены быта помпейских горожан. Яркость красок и обилие всякого рода декора в доме Веттиев характерны для интерьера домусов императорского времени.
- 1) Первобытное искусство. Эпоха палеолита.
- 2) Первобытное искусство. Мегалиты.
- 3) Эволюция погребальных сооружений Египта Древнего царства.
- 4) Комплекс пирамид в Гизе.
- 5) Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре
- 6. Храм Хатшепсут в Луксоре
- 7. Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбел. Планировочное решение
- Объемно-пространственная композиция
- Состав помещений
- Стройматериалы
- 8. Архитектура Шумера и Аккада
- Древние шумерские города
- 9. Искусство Шумера и Аккада
- 10. Градостроительство Месопотамии (Дур-Шаррукин, Вавилон)
- Дворец Саргона II
- Вавилон
- Основные сооружения Вавилона
- Оборонительные стены Вавилона
- 11. Искусство Ассирии (рельефы, круглая скульптура)
- Круглая скульптура
- 12 .Зиккураты Месопотамии
- 13.Висячие сады Семирамиды
- 14. Архитектура Кносского Дворца.
- 15. Искусство Крита.
- Декоративно-прикладное искусство
- 16. Погребальные сооружения Микен [характеристика купольных гробниц]
- [Гробница атрея]
- 17. Типы греческих храмов
- 18. Строительная техника и материалы периода архаики
- 19. Архитектура архаики на примере Дельфийского комплекса
- [Назначение]
- [Размещение в структуре города]
- [Объёмно-пространственная композиция]
- [Конструкции]
- [Стройматериалы]
- [Декор]
- [Технология строительства]
- Конструкции
- Стройматериалы
- Технологии
- 21. Высокая классика. Парфенон
- Назначение
- Расположение
- Объемно-пространственная композиция и конструкции
- Материалы и технологии
- 22. Искусство Древней Греции. Скульптура Архаика
- Ранняя классика
- Высокая классика
- Поздняя классика
- 23. Погребальные сооружения этрусков
- 24. Культовые сооружения этрусков. Основные принципы сохранения этрусского храма
- 25. Искусство этрусков. Скульптура и живопись Скульптура
- Живопись
- 26. Инженерные сооружения Древнего Рима в Республиканский и Императорский периоды.
- 1. Республиканский период
- 3. Крепостные стены
- 27. Римский Форум
- Эволюция форума
- Основные сооружения форума
- Храм конкордии
- Храм весты
- Дом весталок
- Храм сатурна
- Табуларий
- Базилика эмилия
- Базилика юлия
- 28. Форум траяна в риме
- 29. Римские термы
- Термы каракалы
- Стабианские термы в помпеях
- 30. Римский жилой дом атриумно-перистильного типа
- Строенение дома
- Атрий по витрувию, способы перекрытия
- Примеры
- 31.Римский ордер. Характеристика ордеров:
- 32. Колизей
- 33. Пантеон в Риме
- 34. Дворцы императорского периода древнего Рима
- 37. Искусство древнего Рима. Скульптура Республиканский период.
- 38. Древний Рим. Стройматериалы и конструкции Материалы
- 39. Собор св. Софии в Константинополе
- 44. Общая хар-ка планировочного и объемного решения романского храма Средневекового периода
- 45. Архитектурный ансамбль в Пизе.
- Пизанская башня:
- Пизанский собор:
- Кладбище Кампосанто
- Баптистерий
- 46. Особенности Романской архитектуры во Франции, Германии и Англии Основные архитектурные школы французского романского стиля
- Школа Прованса
- Нормандская школа
- Школа Перигора
- Основные архитектурные школы романского стиля в Германии
- Особенности романской архитектуры Англии
- 47. Ранняя готическая архитектура Франции (собор Парижской богоматери)
- 48. Готика Франции зрелого периода Собор в Шартре
- Конструкции и объемно-пространственная композиция:
- Собор в Реймсе
- 4 Архитектора:
- 1)В этом соборе самое большое количество скульптур 1303
- Собор в Амьене
- Строительный материал
- Конструкции и объемно-пространственная композиция
- 49. Жилой дом средневековой Европы
- В готический период
- 50. Средневековый замок Первые замки
- Жилые помещения.
- Функции
- 51. Особенности готики Германии и Англии
- 52. Особенности готики Италии
- Сиенский собор
- Архитектура собора Санта-Мария дель Фьоре
- 53. Стройматериалы, конструкции и тектоника готического собора
- 54. Организация строительных работ в период готики
- 55. Искусство готики. Скульптура и витраж
- 56. Халифат Омеядов. Купол Скалы.
- [Объёмно-пространственная композиция]
- [Конструкции]
- [Стройматериалы]
- [Декор]
- [Другое]
- 57. Халифат Омеядов. Большая мечеть в Дамаске
- 58. Халифат Омеядов. Мечеть в Кордове
- 59. Творчество Ходжи Синана