Стабианские термы в помпеях
До возведения крупных городских терм население Помпей посещало частные бани, которые владельцы содержали сами или сдавали в аренду.
При обозрении помпейских терм бросается в глаза не вызывающее богатство, а благородная простота форм, изящество декора, благоразумное соответствие прямому назначению. Страждущий воды и пара народ валил через главный вход, попадая на обширный двор, с трех сторон окруженный колоннадой. Перед тем как подняться на второй этаж, гости обычно присаживались на скамейку за тем, чтобы отдохнуть или понаблюдать за игрой из прохладной тени лестницы.
Любители горячего пара проходили в бани через аподитерий. Одежду складывали на полки в нишах, расположенных рядами вдоль стены, но за эту услугу приходилось платить.
На выходе из большой раздевалки человеку предоставлялась возможность выбора: помыться в холодном бассейне или посидеть, не раздеваясь, в теплом отделении.
Фригидарий Стабианских бань представлял собой квадратное помещение, почти целиком занятое круглым бассейном с отверстием для слива воды. Пространство увеличивали четыре полукруглые ниши по углам, в одной из которых была устроена труба без крана, с постоянно льющейся водой.
Тепидарии римских терм не предназначались для мытья. Посетители приходили сюда отдохнуть. В тепидарии Форумских бань, помимо благодатного тепла, отдыху способствовало искусство, представленное терракотовыми фигурами атлантов, орнаментами карнизов и скульптурой на скамейках.
Далее посетитель шел в кальдарий. В банях на форуме жаркое отделение имело продолговатую форму и завершалось полукруглой глубокой нишей с фонтаном. Теплые струи источника освежали после купания в горячей ванне, расположенной напротив и вмещавшей в себя до 10 человек. Сводчатый, с поперечными желобками потолок комнаты позволял стекать влаге. Перекрытие опиралось на карниз, который поддерживали глиняные статуи атлетов. Потолки Форумских терм удивляли превосходной лепниной: на красном и голубом поле резвились кентавры, амуры верхом на морских коньках и грифонах, младенец Геракл со львом.
Все фигуры объединялись в композицию, обрамленную арабесками и узором из листьев аканфа.
Нагревание воды во всех помпейских банях производилось с помощью системы, включавшей в себя котлы, трубы с кранами и основное устройство – печь, нагнетавшую горячий воздух в подполье и к стенам. Соединенные между собой котлы служили накопителями кипятка, а также остывшей и чуть теплой воды для кальдария. Кипяток поступал непосредственно в ванны, где воду доводили до нужной температуры, открывая попеременно «холодные» и «горячие» краны. Содержимое других емкостей изливалось в душевые, где разгоряченные тела остывали после долгого воздействия горячей воды. Иногда в отопительный прибор превращали саму стену, выкладывая ее плитами с острыми выступами по внутренним углам. Не позволяя облицовке примыкать к поверхности, они способствовали образованию пустого пространства, по которому циркулировал горячий воздух.
В последнее десятилетие жизни Помпей термы были заново отделаны. Вследствие низкого вкуса того времени и грубой работы строгий, изысканный облик терм сильно пострадал. Туфовые колонны прекрасных пропорций, одетые в толстую оболочку из штукатурки, приобрели тяжеловесность, еще усугубленную введением широкого орнамента над капителью. Подобные искажения коснулись и многих деталей.
- 1) Первобытное искусство. Эпоха палеолита.
- 2) Первобытное искусство. Мегалиты.
- 3) Эволюция погребальных сооружений Египта Древнего царства.
- 4) Комплекс пирамид в Гизе.
- 5) Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре
- 6. Храм Хатшепсут в Луксоре
- 7. Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбел. Планировочное решение
- Объемно-пространственная композиция
- Состав помещений
- Стройматериалы
- 8. Архитектура Шумера и Аккада
- Древние шумерские города
- 9. Искусство Шумера и Аккада
- 10. Градостроительство Месопотамии (Дур-Шаррукин, Вавилон)
- Дворец Саргона II
- Вавилон
- Основные сооружения Вавилона
- Оборонительные стены Вавилона
- 11. Искусство Ассирии (рельефы, круглая скульптура)
- Круглая скульптура
- 12 .Зиккураты Месопотамии
- 13.Висячие сады Семирамиды
- 14. Архитектура Кносского Дворца.
- 15. Искусство Крита.
- Декоративно-прикладное искусство
- 16. Погребальные сооружения Микен [характеристика купольных гробниц]
- [Гробница атрея]
- 17. Типы греческих храмов
- 18. Строительная техника и материалы периода архаики
- 19. Архитектура архаики на примере Дельфийского комплекса
- [Назначение]
- [Размещение в структуре города]
- [Объёмно-пространственная композиция]
- [Конструкции]
- [Стройматериалы]
- [Декор]
- [Технология строительства]
- Конструкции
- Стройматериалы
- Технологии
- 21. Высокая классика. Парфенон
- Назначение
- Расположение
- Объемно-пространственная композиция и конструкции
- Материалы и технологии
- 22. Искусство Древней Греции. Скульптура Архаика
- Ранняя классика
- Высокая классика
- Поздняя классика
- 23. Погребальные сооружения этрусков
- 24. Культовые сооружения этрусков. Основные принципы сохранения этрусского храма
- 25. Искусство этрусков. Скульптура и живопись Скульптура
- Живопись
- 26. Инженерные сооружения Древнего Рима в Республиканский и Императорский периоды.
- 1. Республиканский период
- 3. Крепостные стены
- 27. Римский Форум
- Эволюция форума
- Основные сооружения форума
- Храм конкордии
- Храм весты
- Дом весталок
- Храм сатурна
- Табуларий
- Базилика эмилия
- Базилика юлия
- 28. Форум траяна в риме
- 29. Римские термы
- Термы каракалы
- Стабианские термы в помпеях
- 30. Римский жилой дом атриумно-перистильного типа
- Строенение дома
- Атрий по витрувию, способы перекрытия
- Примеры
- 31.Римский ордер. Характеристика ордеров:
- 32. Колизей
- 33. Пантеон в Риме
- 34. Дворцы императорского периода древнего Рима
- 37. Искусство древнего Рима. Скульптура Республиканский период.
- 38. Древний Рим. Стройматериалы и конструкции Материалы
- 39. Собор св. Софии в Константинополе
- 44. Общая хар-ка планировочного и объемного решения романского храма Средневекового периода
- 45. Архитектурный ансамбль в Пизе.
- Пизанская башня:
- Пизанский собор:
- Кладбище Кампосанто
- Баптистерий
- 46. Особенности Романской архитектуры во Франции, Германии и Англии Основные архитектурные школы французского романского стиля
- Школа Прованса
- Нормандская школа
- Школа Перигора
- Основные архитектурные школы романского стиля в Германии
- Особенности романской архитектуры Англии
- 47. Ранняя готическая архитектура Франции (собор Парижской богоматери)
- 48. Готика Франции зрелого периода Собор в Шартре
- Конструкции и объемно-пространственная композиция:
- Собор в Реймсе
- 4 Архитектора:
- 1)В этом соборе самое большое количество скульптур 1303
- Собор в Амьене
- Строительный материал
- Конструкции и объемно-пространственная композиция
- 49. Жилой дом средневековой Европы
- В готический период
- 50. Средневековый замок Первые замки
- Жилые помещения.
- Функции
- 51. Особенности готики Германии и Англии
- 52. Особенности готики Италии
- Сиенский собор
- Архитектура собора Санта-Мария дель Фьоре
- 53. Стройматериалы, конструкции и тектоника готического собора
- 54. Организация строительных работ в период готики
- 55. Искусство готики. Скульптура и витраж
- 56. Халифат Омеядов. Купол Скалы.
- [Объёмно-пространственная композиция]
- [Конструкции]
- [Стройматериалы]
- [Декор]
- [Другое]
- 57. Халифат Омеядов. Большая мечеть в Дамаске
- 58. Халифат Омеядов. Мечеть в Кордове
- 59. Творчество Ходжи Синана