logo
kulturol_posobie_Anokhina

Основные течения модернизма и их сущность.

В художественной культуре Нового времени формировался модернизм как отказ от традиционных методов художественного отображения мира.

Для модернизма (в переводе с франц. – современный, новейший) специфичны: разрыв с законами художественного творчества, традициями, реалистического искусства, утверждение непрерывного обновления художественных форм, забота о чистоте языка, господство инновационных схем.

Модернизм подготовлен двумя процессами развития культуры:

а) декадентством – бегством, неприятием реальной жизни, признание культа красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем.

б) авангардом – разрывом с наследием прошлого, созданием нечто нового, противоречащего традиционным художественным установкам.

Все течения модернизма – кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, кубизм и другие либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Это выразилось:

На практику модернизма влияли Шопенгауэр, Ницше, Лосский, Хайдеггер, З. Фрейд.

Направлением в культуре XX века проявил себя абстракционизм – это творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) искусства, связан с отказом от изображения форм реальной действительности. Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: стремлением к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и создание геометрических абстракций. Первое направление имело тесную художественную связь с экспрессионализмом, так как преследовало цель полностью освободить цвет от предметной реальности. Абстракционизм данного типа должен был акцентировать внимание на самостоятельной выразительности цвета, его колористическом богатстве.

Абстракционизм развивался по пути создания новых вариантов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. В Голландии группа «Стиль» (с 1917) выдвинула концепцию неопластицизма, которая противопоставила простоту, ясность и функциональность геометрических форм произволу природы. Живопись абстракционизма выработала интересные приемы и методы, которые сегодня используются художниками других направлений в дизайне, оформительском искусстве.

Это течение в искусстве, где цвет освобождён от своей функции и служит лишь фоном для показа математической стерильности окружающего мира. Главное уйти от реальности, придти к душе и переживаниям человека. Кандинский, как представитель абстракционизма, использовал символику цвета и линии для показа движения, восхождения и других явлений жизни, например, чёрное – символ смерти, белое – символ рождения, красное – символ мужества, чем стремился вызывать у зрителя не только ощущение, но и эмоции. Добивался, чтобы зритель замечал цветовые и ритмические сочетания. Он стремился не писать голые картины, как он говорит, а превращать мысль в движение, музыку, гармонию пятен, разводов, мазков.

Имажинизм – литературное объединение, возникшее в Советской России в XX годах, в которое входили поэты А.Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич, С.А. Есенин, Р. Ивнев, А.Б. Кусиков, И. Грузинов. К поэтам примыкали художники Г. Якулов и Б. Эрдман. Имажинисты противопоставляли себя другим литературным объединениям того времени: акмеистам, символистам, футуристам. Они объявляли себя подлинными ревнителями художественности и поэтического языка на основе развития образных средств отражения и выражения содержания действительности. В эстетических заявлениях имажинисты утверждали самоценность образа как такового. Они заявляли, что « единственным законом искусства и несравнимым методом является выявление жизни через образ и ритмику образов».

Для творчества имажинистов характерны преимущественный интерес к формалистическому экспериментированию словом, различные формы образотворчества, которые были связаны с отказом от привычных грамматических форм, от метрического стиха, конструирования эффективных метафор, уравнений и т. д. Внутренние противоречия, идеологическое и политическое давление со стороны Советской власти привело к тому, что в 1924 году объединение распалось, а в 1927 году формально объявило о прекращении своего существования.

Кубизм - одно из первых направлений в изобразительном творчестве, отказавшееся от изображения реального, чувственного мира. Датой рождения кубизма считается 1907 - 1908 года. Место рождения - Франция, в творчестве Ж. Брака и П. Пикассо.

Основной темой картин кубизма стал мир вещей, в существовании которого они увидели особый, скрытый смысл. Поиск этого смысла осуществлялся путем дробления предмета на части, которые представлялись в виде неожиданных сочетаний различных геометрических фигур ( шаров, четырехугольников, конусов, полуокружностей, цилиндров). Предмет изображался одновременно с многих точек зрения, в том числе важен был не только внешний вид объекта, но и внутреннее знание о нем. Своеобразным было и использование цвета. Кубисты предпочитали содержательную цветовую гамму и отказались от законов перспективы и светотени.

В свои произведения кубисты вводили также и реальные предметы - газеты, пуговицы, трамвайные билеты, обрывки афиш, гвозди и др., тем самым широко используя популярный в те годы технический прием - коллаж, распространенный также в практике футуристов и дадаистов.

Футуризм - авангардистское направление в европейской культуре 10 - 20 годов ХХ века, вызванное к жизни социально - экономическими и политическими катаклизмами начала столетия. Исходя из нигилистических позиций в отношении так называемой традиционной культуры, теоретики футуризма старались выработать новые каноны "искусства будущего". Формирование футуристами эстетического идеала происходило через усиление урбанистических тенденций в европейской культуре. Футуристы отрицали эстетические принципы традиционного искусства и эпатировали "буржуазное" общественное мнение. В литературе это - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии - эксперименты с семантикой и фонетикой слов, часто заканчивавшиеся разрушением их всякого смыслового значения; в живописи - чрезмерное увлечение пересечениями, сдвигами, многократным повторением мотива.

Экспрессионизм - художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти ХХ века. Начало новому направлению положила деятельность художников Дрезденской группы "Мост" (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. В эстетических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа, и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Живопись экспрессионистов искажала реальные пропорции. Мир экспрессионистами воспринимался двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к перевоссозданию самого себя. В итоге живопись искажала пропорции, мир представляла в контрастном изображении. Цвет был основой организации пространства. Основой художественного пространства для экспрессионистов стал цвет, а также обращение к непосредственному чувству человека.

Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х годов ХХ века. Главная его черта - контрастное видение мира - серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки. Экспрессионизм представлял творчество как напряжённую, субъективную, эмоциональную работу в период смутного настроения художника.

Сюрреализм – не традиционное, субъективное искусство, наполненное разрывом с принципами живописи, музыки, литературы. Несёт в себе освобождение разума и воображения, переход к подсознательному, потаённому желанию, не поддающему контролю, стремление к непривычному. Сюрреализм переводится как сверхреализм, это способ познания своего подсознательного, сверхестественного. Его основатель и идеолог Андре Бретон писал, что сюрреализм – это чисто психический автоматизм, его цель устно, письменно или другим способом выразить реальное функционирование мысли, т.е. диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума. Образованию сюрреализма предшествовало течение дадаизм, сформировавшийся в Цюрихе в эмигрантской среде в начале XX века. Дада – переводится как детский лепет. Сюрреализм отрицает старую культуру до такого предела, что литература превратилась в хаос словесного мусора, искусство – напичканное, приделанное к холсту (мочалки, битое стекло, фотографии, газеты и т.д.). Музыка превращалась в банальный шум, организованный из бутылок, консервных банок и т.д.

Импрессионизм – французское слово – впечатление, направление в изобразительном искусстве Франции 70-х годов XIX века. Художники – импрессионисты стремились показать окружающий мир увиденным как бы мгновенно, сохранить всю непосредственность первого впечатления. Импрессионисты обогатили современное искусство, открыв законы пленэрной живописи, т.е. живописи на открытом воздухе, когда светло-воздушная среда влияет на цвет каждого предмета, в итоге всё выступает в сложном колористическом единстве.

Импрессионизм зародился в 1860-х годах во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега. Они внесли в искусство свежесть, непосредственность восприятия жизни, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1880 г. импрессионизм несли французские художники: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей. Импрессионистами были русские художники К. Коровин, И. Грабарь. Скульпторы-импрессионисты О. Роден – француз, М. Руссо – итальянец, П. Трубецкой – русский. Музыканты – французы – К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка.