logo
УМК История кино и телевидения 2013

Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран

Основные тезисы

1. 1940-е гг.

Лучший фильм: «Гражданин Кейн» (режиссер – Орсон Уэллс; оператор – Грегг Толанд) (1941): открытие глубокофокусного метода съемки.

Сын состоятельного изобретателя и пианистки, проявил удивительные способности в раннем детстве. Потеряв в возрасте восьми лет мать, а через четыре года – отца, закончил школу в 16 лет и переехал в Ирландию. Выдал себя за ведущего актера нью-йоркской сцены и был принят в знаменитый театр «Гейт». Вернувшись в США, попал в труппу К. Корнелл по рекомендации А. Уолкотта и Т. Уайлдера. Известность, которую принесли Уэллсу две модернизированные постановки шекспировских пьес («Макбет», 1936; «Юлий Цезарь», 1937), помогла ему стать одним из организаторов (совместно с Дж. Хаузменом) радиотеатра «Меркьюри» и выпустить в эфир повергшую в 1938 г. в панику всю страну постановку по «Войне миров» Г. Уэллса.

Режиссера пригласили в Голливуд, но первоначальные замыслы дебютанта (фильм о Наполеоне и экранизация романа Дж. Конрада «В сердце тьмы») по разным причинам не могли быть реализованы. Встреча с известным сценаристом Г. Манкевичем привела к постановке шедевра «Гражданин Кейн» (1941), навсегда вошедшего в историю американского и мирового кино.

Атмосфера грандиозного скандала окружала картину еще до начала съемок: в истории властолюбивого магната прессы, который ставит самоутверждение выше обычных человеческих привязанностей, норм поведения и морали, увидели параллели с биографией хозяина желтой прессы США У. Р. Херста. Аналогии действительно напрашивались, но вызов, брошенный Голливуду, состоял в том, что Уэллс показал крах Индивидуалиста, осуществляющего на практике американскую модель счастья (деньги, власть, влияние) и потерпевшего бесповоротное поражение изнутри.

Продолжая реалистические тенденции Штрогейма, Видора и Уайлера, Уэллс придает конфликту масштабный, монументальный характер и находит для него не только новые драматические краски, но и новаторскую визуальную форму. Не имея равных в области кинодраматургии (целостный образ Кейна и его история воссоздается зрителем только в сопоставлении накладывающихся одна на другую нескольких версий этой истории, увиденной глазами разных людей), «Гражданин Кейн» оказался первым примером новой монтажной структуры, помогающей зрителю осмыслить увиденное. Фильм стал полигоном, на котором были опробованы новаторские стилистические решения (глубинная мизансцена, масштабные деформации изображения, контрапункт изображения и звука, постоянное использование нижней точки съемки и др.).

Несмотря на художественный резонанс своего дебюта (впрочем, «Оскар» достался только за сценарий), режиссер проиграл в схватке с хозяевами Голливуда, которые перемонтировали его вторую работу «Великолепные Эмберсоны» (1942), не дали закончить фильм о Латинской Америке «Все это правда» (1942–1943, показан в 1993) и выпустили на экран доснятую без его ведома картину «Путешествие в страх» (1943).

Лишь в 1946 г. Уэллс получил возможность (на условиях полного соответствия сценарию и предварительной монтажной схеме) снять очередную ленту – антифашистский «Чужестранец». А после коммерческого провала криминального фильма «Леди из Шанхая» (1948), признанного позднее одной из лучших работ режиссера, Уэллс обращается к Шекспиру и снимает экранизации «Макбета» (1948) и «Отелло» (1952, в Марокко, главный приз на МКФ в Каннах). В обеих картинах, являющих собой пример небесспорного, но кинематографически смелого и талантливого подхода к Шекспиру, режиссер исполняет заглавные роли. Фильмы 50-х гг. («Мистер Аркадин», 1955; «Печать зла», 1958), посвящены одной из его любимых тем – соблазнительной и губительной силе власти и зла.

Из более поздних работ Уэллса выделяется «Процесс» (1962, по роману Ф. Кафки), где трагический для личности конфликт с бюрократическим обществом разворачивается на фоне гротескно-деформированных декораций и экспрессионистски трактованных улиц современного города. Новое обращение к Шекспиру в фильме «Фальстаф»/«Полуночные колокола» (1966, юбилейная премия МКФ в Каннах) не приносит успеха. Затем Уэллс снимает во Франции оригинальную по мысли теледраму «Бессмертная история» (1968), а в 1973 г. иронически-провокационный художественно-документальный фильм «Ф как фальшивка».

Многие проекты режиссера остались нереализованными или незаконченными. Превратности творческой судьбы заставили Уэллса использовать свой незаурядный актерский дар не только в собственных картинах. Обаяние масштабной личности, поставившей себя вне закона и морали, умение выразить характер несколькими штрихами, совершенная техника работы перед камерой принесли успех множеству лент с его участием. Лучшие из них – «Третий человек» (1949), «Моби Дик» (1956), «Человек на все времена» (1966), «Уловка-22» (1970). На оскаровской церемонии в 1971 г. удостоен почетной премии «за превосходное художественное мастерство и многосторонность при создании фильмов». В 1975 г. награжден призом Американского киноинститута за совокупность творчества. Лауреат юбилейной премии МКФ в Венеции-82. В 1984 г. гильдия американских режиссеров вручила ему приз Д. У. Гриффита.

1970 г. – роль Людовика ХVIII в фильме С. Бондарчука «Ватерлоо». 1971 г. – роль в фильме П. Пазолини «Кентерберийские рассказы».

Дочь танцоров, она сама танцевала в мексиканских ночных клубах уже в 13 лет. Дебютировала в кино в 1935 г. в эпизодических ролях. Благодаря мужу, руководившему ее карьерой, заключила семилетний контракт со студией «Columbia». Первую заметную роль сыграла в картине «Только у ангелов есть крылья» (1939, режиссер Хауард Хоукс). Удачными были также фильмы «Ангелы над Бродвеем» (1940) и «Клубничная блондинка» (1941).

В начале 40-х гг. стала звездой. Этому способствовали роль соблазнительницы в ленте «Кровь и песок» (1941) и мюзиклы «Тебе никогда не разбогатеть» (1941) и «Тебя прекрасней нет» (1942). В двух последних играла с Фредом Астером, который назвал ее своей любимой партнершей по танцам (Хейворт была таким же профессионалом, как и Астер, охотно уделяла много времени репетициям каждого номера, в отличие от его более частой партнерши Джинджер Роджерс). Она танцевала также с Джином Келли в фильме «Девушка с обложки» (1944). Тиражи журнала «Лайф» с ее фотографиями, популярными среди солдат на фронтах, исчислялись миллионами; одна из этих фотографий украшала атомную бомбу, сброшенную на атолл Бикини.

Хейворт сыграла свою самую знаменитую роль в фильме «Гильда» (1946), в котором ее «стриптиз» со снятием единственной перчатки превосходит эротические сцены последующих десятилетий. В 1944 г. она вышла замуж за Орсона Уэллса. Уже после их развода он снял ее в триллере «Леди из Шанхая» (1948), в котором превратил ее в блондинку, из-за чего выпуск картины был задержан студией на два года. На время столь же краткого и неудачного брака с принцем Али Ханом она прервала свою карьеру. Последние интересные роли сыграла в мюзикле «Приятель Джои» (1957) и драме «За отдельными столиками» (1958).

Ее личная жизнь была бурной и несчастной: «Все мужчины, которых я знала, – говорила она, – влюблялись в Гильду, а просыпались со мной». Она прекратила сниматься в 1972 г., так как больше не могла запоминать свои тексты. Позднее выяснилось, что это было началом болезни Альцгеймера. В последние годы жизни о ней заботилась ее вторая дочь, принцесса Ясмин Ага Хан.

  1. Начало телевизионной эры