logo
УМК История кино и телевидения 2013

1946 Г. – год наибольшего кассового успеха за всю историю Голливуда.

50-е гг. были последним десятилетием «золотой эры» Голливуда. После Второй мировой войны американцы стали перебираться из центра больших городов в пригороды. Жесткая конкуренция со стороны других форм развлечения: спортивные соревнования; электроприборы: проигрыватели и т. д.; телевизоры. К 1954 г. в Америке было уже свыше 30 миллионов телевизоров. Казалось, что ТВ нанесло самый мощный удар по кино за всю его историю. На самом деле телевизор изменил кинематограф к лучшему. Широкоэкранное кино – серьезный конкурент черно-белому изображению на маленьком телеэкране. Стереоскопическое кино (стереокино), вид кинематографа, технические средства которого создают у зрителя иллюзию объемности изображаемых на экране объектов.

Широкоэкранные эпопеи – главное орудие борьбы с телевидением. Ряд блокбастеров: «Война и мир», 1956 / Кинг Видор; «Бен Гур», 1959 / Уильям Уайлер; «Клеопатра», 1962 / Дж. Л. Манкиевич.

3. Все выдающиеся фильмы этого периода были сделаны в жанре «черного фильма». Термин «черный фильм» или «фильм нуар» (фр. film noir) был введен французскими критиками для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х гг. Для него были характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антагонистом, относительная реалистичность действия, темное освещение сцен (как правило, ночных) и значительная степень женоненавистничества.

Несмотря на узкие рамки этой стилистики, «черный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одним из предшественников этого направления был детектив Д. Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввел в американское кино тип жесткого, циничного героя и образ расчетливой, корыстной женщины, предающей его. И то и другое резко контрастировало с жизнерадостными героями 30-х гг. К концу войны появился один из первых и лучших «черных фильмов» – «Двойная страховка» (1944) Б. Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жестким для того времени. Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставляли американцев посмотреть в лицо реальности.

«Черные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэмметт («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хэмингуэй («Убийцы», 1946) и др. Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Автостоп», 1945) и Э. Дмитрик («Перекрестный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтэуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «черный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода – «Пленница», 1948 / М. Офюльс; «Двойная жизнь», 1948 / Д. Кьюкор; «В уединенном месте», 1950 / Н. Рей. Изредка стилистика «черного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый», 1947 / Р. Уолш.