logo
ответы по культуре

Києво – Печерська лавра як найбільший культурний центр київської Русі.

Киево-Печерская Лавра — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча.

Сейчас Лавра состоит из трех групп сооружений: Верхняя лавра, Ближние пещеры, а немного дальше на возвышенности, здания Дальних пещер. Главной достопримечательностью Лавры являются пещеры, где уже почти 1000 лет хранятся мощи основателей монастыря Федосия и Антония, Ильи Муромца, летописца Нестора, а также мощи еще 118 праведников.

К XI в. Монастырь стал центром христианства в Киевской Руси. В XII веке монастырю присвоили звание “Лавры” – главного большого монастыря. Со второй половины XI века Киево-Печерская лавра активно застраивается каменными сооружениями. В это время появляются такие знаменитые сооружения как Успенский собор, Трапезная и Троицкая церкви. К концу XII века монастырь обнесли каменной стеной. К концу XII столетия монастырь имел огромный авторитет в обществе и влиял на общественную жизнь государства. Именно в стенах Кево-Печерской лавры жил и работал летописец Нестор, который написал «Повесть временных лет». Обитель являлась культурным центром Киевской Руси.

Жизнь основателей Киево-Печерского монастыря воспринималась как моральный подвиг. Отречение монахов от мирских соблазнов, их аскетизм вызывали у верующих благоговение не только к инокам, а и к христианству в целом. Это обусловило благосклонность власти к монастырям. Князья и бояре поддерживали монахов, дарили им золото, серебро, землю с крепостными крестьянами, разные угодья.

Огромный вклад внес Печерский монастырь в развитие отечественной культуры. Этому способствовала довольно значительная концентрация в нем просвещенных людей. Еще в ХІ в. здесь зародилось летописание. Первым известным нам летописцем был Илларион (в схиме Никон) - игумен Печерского монастыря (1077-1088 гг.). В стенах Печерской обители жил и творил первый историк нашей страны Нестор Летописец. В 1113 г. он закончил "Повесть временных лет" - первая систематизированная летопись по истории нашей Родины.

Талантливым церковным писателем был прп. Феодосий. Известны его послания, поучения, письма.

В первой половине ХІІІ в. печерские монахи Нестор, Поликарп и Симон создали "Патерик Печерский”, который прославлял святых отцов Антония, Феодосия, Никона, Николу Святошу и других подвижников, живописцев, врачей. Кроме того, Патерик содержал много сведений по истории монастыря, о духовной жизни и быте монахов, о строительстве обители. Это своеобразный историко-этнографический документ, охватывающий период с ХІ по ХІІІ вв. Он был напечатан в 1661 г. в типографии Киево-Печерской лавры.

Согласно Студийскому уставу, каждый монах должен был читать рукописные книги, хранящиеся в монастырской библиотеке. Уже в то время монастырь имел значительное книгохранилище, которое позднее пополнилось довольно большим количеством собственных книг князя-монаха Николы Святоши.

В Печерском монастыре в ХІ в. развивалось и изобразительное искусство, ярким представителем которого был монах Алипий. Он стал первым иконописцем Киевской Руси, научившись этому искусству у греков.

Печерская обитель считается также центром медицины Киевской Руси. Известнейшим врачом монастыря был Агапит. Также известные имена врачей Алипия, Дамиана, Григория и др. В монастырь за медицинской помощью обращались даже великие князья. Здесь в начале ХІІ в., на средства правнука Ярослава Мудрого черниговского князя Святослава Давыдовича, была создана первая больница Киевской Руси. На основе этой больницы позднее возник Никольский Больничный монастырь с церквями, больницей и аптекой, который входил в состав Киево-Печерской лавры. Медицина в монастыре развивалась на базе народной врачебной практики, а также использования достижений медицинских знаний зарубежных стран.