Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
Чрезвычайно важную и особую роль в практическом востоковедении занимает деятельность русской правоставной церкви в странах Востока.
Указ Николая 1 в 1847г. – епископ Порфирий (Успенский) с духовной миссией в Иерусалиме. Архимандрит Паисий в 1889 с православной миссией в Эфиопии.
Особых успехов русская православная миссия достигла в странах Дальнего Востока.
КИТАЙ
Российская духовная миссия в Китае основана ещё в 1713г. (первая из таких миссий!). Кроме пастырской деятельности занималась научной деятельностью и осуществляла дипломатические функции. (на протяжении 150 лет (1715-1864) эта миссия = неофиц.дипломат.представительство России в Китае ). Миссия просуществовала до 1954 года.
Одновременно с ведением проповедей, миссионеры изучали китайскую астрономию, историю, географию, культуру, религию, обычаи.
Известный русский востоковед Н.Я.Бичурин (1777-1853) 12 лет провёл в Пекине (1808-1820) изучал кит.язык и страну в целом; занимаясь практическим востоковедением, стал основателем научного китаеведения!! После возвращения в Россию написал множество работ, описывающих основные аспекты жизни Китая.
С пекинской духовной миссией связана деятельность основоположников россияского китаеведения И.К.Россохина (1707(или 1717)-1761) и А.Л.Леонтьева (1716-1786), свободно владевших кит.языком и осуществившими ряд переводов китайских исторических, геог. и этногр. текстов на рус.яз.
ЯПОНИЯ
Русская православная миссия начинается в 1861г (официально в 1870), когда в Хакодатэ прибыл иеромонах Николай Касаткин (1836-1912). Святитель Николай перевёл на яп.яз. Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор. После начала русско-яп.войны остался в Японии (ему пришлось отказаться от общественных богослужений, он не мог молиться о победе Японии, будучи подданным Р.). Николай всецело занялся переодами и оказанием помощи русским военнопленным. За заслуги возведён в сан архиепископа. Заслуги Николая Японского простираются далеко за пределы православия. (Ричард Драммонд о нём: «..он глубоко уважал язык и людей..., культурные традиции региона, в котором проповедовал...до небывалых пределов расширил и укрепил независимость своей деятельности от полит.конъюктуры и интересов внеш.политики своей страны.»)
КОРЕЯ
Русская духовная миссия в Корее (решение об открытии – 1897, но открыта только в 1900.) Глава миссии – Хрисанф Щетковский (1869 - 1906) перевёл с помощью корейцев на кор.язык ряд канонических текстов (+проповеди, естественно). На время русско-яп.войны миссия приостановлена. Новый этап: с 1906, глава – архимандрит Павел Ивановский (1894-1918). Переведено множество книг, включая всю лит-ру, связанную с церк.службами.
Вывод:
Таким образом, до 1917 основными областями приложения практического востоковедения были дипломатическая работа, решение военных задач и миссионерское служение, осуществлявшееся православными миссиями. Важной особенностью этого периода является постепенное перерастание практического востоковедения в научно-теоретическое, фундаментальное.Люди, связавшие свою жизнь с Востоком, интересовались не только узкими аспектами, связанными с их проф.деятельностью, но и старались, чтобы информация о странах Востока стала достоянием России. Однако в целом востоковедение 19 века и было направлено на подготовку экспертов-практиков. Например, в Каз.университете преподавателям ставилась задача: ограничиться преподаванием языка в том отношении, в котором они могут быть полезны России по её торговым и промышленным сношениям. Поэтому, когда в сер.19го века Россия приступила к колониальной экспансии, в стране уже имелись квалиф. специалисты практически по всем странам Востока. (гл.центр подготовки – востфак Петербургского Университета.)
- Билет №2 Язык и текст как основные источники данных для востоковеда
- Билет №3 Генетическая классификация языков стран Азии и Африки.
- Билет №4 Миф, эпос, фольклор.
- Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.
- Билет №6 Источниковедение и историография.
- Билет №7 Формационный и цивилизационный подходы в исторических исследованиях.
- Билет № 8.Отечественное востоковедение в 18-19 вв.
- Билет № 10.Основные этапы истории Восточного факультета.
- Билет №11 Понятие «этнического» в отечественной и западной традициях.
- Билет №12 Структура этнической культуры.
- Билет №13 Синхронные и диахронные исследования этнических культур
- Билет № 14 Метафизика, нумерология и картина мира в древних культурах
- Билет № 15 Роль этнопсихологии в изучении культур Азии и Африки
- Билет № 16 Мировые, национальные, государственные религии.
- Государственная Религия
- Билет № 17 Восток как родина мировых религий.
- Билет №18 Основные положения буддизма
- Билет №19 Основные положения ислама.
- Билет № 20 Что роднит социально-культурную антропологию
- Билет № 21 Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.
- Билет №22 Политическая антропология как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет № 23Антропология права как субдисциплина социально-культурной антропологии.
- Билет №24 Основные школы геополитики.
- Билет №25 Понятие «парадигма» и «код» («кодекс») геополитического развития.
- Билет № 26 Геополитическая доктрина евразийства(н.С.Тубецкой,п.М.Савицкий,г.В.Вернадский и др.)
- Билет № 27 Языковая ситуация в Южной Азии
- Билет №28 Протоиндийская (хараппская) цивилизация.
- Билет № 29 Индоарийская миграция на территорию Южной Азии (хронология; общий характер). Влияние древних Ариев на социальную организацию и культуру древнеиндийского общества.
- Билет №30 Основные религиозно-философские системы Южной Азии (индуизм, буддизм, джайнизм).
- Билет № 31 Древнеиндийская (санскритская) литература 1 тысячелетия н.Э. (драматургия, поэзия, проза, научная литература).
- Билет № 32 Ригведа - древнейший культурный текст Южной Азии. Состав и содержание Ригведы. Ведийская мифология.
- Билет № 33 Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона.
- Билет № 34 Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии.
- Билет № 35 Колониальные владения в юва.
- Билет № 36 асеан: история и современность.
- Билет № 37 Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия».
- Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.
- Билет № 39Характеристика этнолингвистической ситуации в регионе Центральной Азии.
- Билет № 40 Характеристика специфики формы правления, государственного устройства и социально-экономического развития одного из государств региона Центральной Азии (по выбору студента).
- Билет № 42 Основные направления и этапы распространения арабско-мусульманской культуры.
- Билет № 43 Культурные процессы в мире ислама в эпоху Омейядов, Абассидов.
- Билет № 45 Роль антропогенного фактора в распределении и использовании природных ресурсов на Африканском континенте.
- Билет № 46 Общая характеристика включенности Африки в общемировой хозяйственный процесс.
- Билет № 47 особенности социально-экономического и политического развития в странах Африки.
- Билет № 48 Этноконфессиональная ситуация в странах Африки.
- Билет № 49 Роль заимствований в материальной культуре и духовной культуре стран Африки.
- Билет № 50 Основные этапы и особеннгости этногенеза в Африке.
- Билет № 51 прикладное востоковедение в истории внешнеполитической службы России.
- Билет № 52 прикладное востоковедение в истории военной службы России.
- Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.
- Билет № 54 прикладное востоковедение в ссср.
- Билет № 55 Прикладное востоковедение сегодня.