logo
bilety_po_vostokoved

Билет № 53 прикладное востоковедение в истории миссионерской службы России.

Чрезвычайно важную и особую роль в практическом востоковедении занимает деятельность русской правоставной церкви в странах Востока.

Указ Николая 1 в 1847г. – епископ Порфирий (Успенский) с духовной миссией в Иерусалиме. Архимандрит Паисий в 1889 с православной миссией в Эфиопии.

Особых успехов русская православная миссия достигла в странах Дальнего Востока.

КИТАЙ

Российская духовная миссия в Китае основана ещё в 1713г. (первая из таких миссий!). Кроме пастырской деятельности занималась научной деятельностью и осуществляла дипломатические функции. (на протяжении 150 лет (1715-1864) эта миссия = неофиц.дипломат.представительство России в Китае ). Миссия просуществовала до 1954 года.

Одновременно с ведением проповедей, миссионеры изучали китайскую астрономию, историю, географию, культуру, религию, обычаи.

Известный русский востоковед Н.Я.Бичурин (1777-1853) 12 лет провёл в Пекине (1808-1820) изучал кит.язык и страну в целом; занимаясь практическим востоковедением, стал основателем научного китаеведения!! После возвращения в Россию написал множество работ, описывающих основные аспекты жизни Китая.

С пекинской духовной миссией связана деятельность основоположников россияского китаеведения И.К.Россохина (1707(или 1717)-1761) и А.Л.Леонтьева (1716-1786), свободно владевших кит.языком и осуществившими ряд переводов китайских исторических, геог. и этногр. текстов на рус.яз.

ЯПОНИЯ

Русская православная миссия начинается в 1861г (официально в 1870), когда в Хакодатэ прибыл иеромонах Николай Касаткин (1836-1912). Святитель Николай перевёл на яп.яз. Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор. После начала русско-яп.войны остался в Японии (ему пришлось отказаться от общественных богослужений, он не мог молиться о победе Японии, будучи подданным Р.). Николай всецело занялся переодами и оказанием помощи русским военнопленным. За заслуги возведён в сан архиепископа. Заслуги Николая Японского простираются далеко за пределы православия. (Ричард Драммонд о нём: «..он глубоко уважал язык и людей..., культурные традиции региона, в котором проповедовал...до небывалых пределов расширил и укрепил независимость своей деятельности от полит.конъюктуры и интересов внеш.политики своей страны.»)

КОРЕЯ

Русская духовная миссия в Корее (решение об открытии – 1897, но открыта только в 1900.) Глава миссии – Хрисанф Щетковский (1869 - 1906) перевёл с помощью корейцев на кор.язык ряд канонических текстов (+проповеди, естественно). На время русско-яп.войны миссия приостановлена. Новый этап: с 1906, глава – архимандрит Павел Ивановский (1894-1918). Переведено множество книг, включая всю лит-ру, связанную с церк.службами.

Вывод:

Таким образом, до 1917 основными областями приложения практического востоковедения были дипломатическая работа, решение военных задач и миссионерское служение, осуществлявшееся православными миссиями. Важной особенностью этого периода является постепенное перерастание практического востоковедения в научно-теоретическое, фундаментальное.Люди, связавшие свою жизнь с Востоком, интересовались не только узкими аспектами, связанными с их проф.деятельностью, но и старались, чтобы информация о странах Востока стала достоянием России. Однако в целом востоковедение 19 века и было направлено на подготовку экспертов-практиков. Например, в Каз.университете преподавателям ставилась задача: ограничиться преподаванием языка в том отношении, в котором они могут быть полезны России по её торговым и промышленным сношениям. Поэтому, когда в сер.19го века Россия приступила к колониальной экспансии, в стране уже имелись квалиф. специалисты практически по всем странам Востока. (гл.центр подготовки – востфак Петербургского Университета.)