logo
Экзамен история искусства 1 курс все Билеты (2017г

39. Собор св. Софии в Константинополе

40. Символика Византийского храма. Общие принципы Византийского искусства

41. Архитектура Византии раннего периода

42. Архитектура Византии ("Македонский Ренессанс" и эпоха Комнинов)

43. Империя Каролингов. Ахенская капелла.

Столица Каролингской империи — г. Ахен. История империи началась с Карла Великого.

Искусство и архитектура при Каролингах поднялись на более высокую ступень своего развития. Новый этап в зодчестве был ознаменован созданием более значительных по размерам и сложных по формам сооружений, с поисками ясных и продуманных пропорций. Сохранились сведения о не дошедших до нас великолепных дворцах и соборах, построенных в резиденциях императора в Ахене, Ингельсгейме, Неймегене (существуют реконструкции этих сооружений).Античность провозглашалась идеалом государственности и культуры. На документах ставили печать с изображением ворот Рима и надписью: «Обновление Римской империи». Строители в своих сооружениях подражали античной архитектуре, порой заимствуя колонны и другие детали из древних зданий. Миниатюристам образцом служила римская живопись. «Каролингский ренессанс» — так назвали исследователи искусство этой эпохи.

Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство становилось всё более разнообразным, и прежде всего за счёт фресок.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры — книжной иллюстрации.

Ахенская капеллапредставляет собой высокий центральный восьмиугольный зал (диаметром 15 м), окруженный более низким (диаметром 29 м) шестнадцатиугольником. Высота - 31 м. Диаметр купола — 14 м.

Построена Одоном Мецским (Одоном из Меца).

На первом этаже служили мессы и верующие слушали проповеди. Король франков, по обычаям того времени, смотрел на происходящее с верхней трибуны. Трон Карла располагался на восьмиугольном основании, выложенном мозаикой. Мраморный трон, который использовался во время коронации, уже не стоит в церкви, но в первозданном виде сохранился до наших дней.

В позолоченной усыпальнице находится прах великого императора.

Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами.

Обход был двухэтажный; нижний этаж открыт в центральное пространство простыми арками между опорными столбами восьмиугольника, а второй этаж имеет двухъярусную аркаду на колоннах, доставленных из Равенны. Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей. Внутреннее пространство восьмиугольника весьма искусно соединено с внешним шестнадцатиугольником. В нижней галерее применены сложные крестовые своды, в верхней — наклонные цилиндрические своды, передающие распор купола на массивные внешние стены.

Колонны и декоративное убранство представляют собой сполии, доставленные для украшения капеллы по приказу императора из Равенны и Рима.