Кунсткамера
Петр I как человек был носителем тончайшей и даже яростной восприимчивости к новому, природной, неудержимой тяги к знаниям, интереса ко всему окружающему. В развитии его духа, уверенности, воли, кругозора сыграло решающую роль его первое путешествие за границу, которое состоялось в 1689г. в Голландию, Германию. В деятельности Петра многие отметили, что это путешествие как бы удовлетворило внутреннюю потребность к знаниям. За границей Петр вступает в длительные интересные и полезные контакты с усердными и увлеченными собирателями предметов древности.
Кроме посещения официальных научных, художественных, археологических учреждений он не преминул посещения: ратуши, благотворительных и исправительных заведений, медицинского ботанического сада (Гортус Медикус), зоологических собраний, собраний редких животных, этнографических и археологических, оружейной коллекции, монетного двора, музея королевского общества и библиотеки архиепископа Кентейбергского, Гринвическую обсерваторию и других. Петр осмотрел коллекции архитектора Схейнфута (архитектор, поэт, гравер, собиратель римских монет, коллекционер раковин), профессора Фридериха Рюйма, кабинет Николая Шевалье, бургомистра Амстердама Николая Витсека, Якоба де Вильде, который после взятия Шлиссенбурга поздравил Петра и послал свою книгу с описанием разных камней.
Кроме этого Петр посещал аукционы, где скупал книги, инструменты, редкости древности, каталог Оксфордской библиотеки, географические часы. Покупал попугаев, мартышек, крокодилов, изящных рыб. Одну обезьянку Петр I повез в Англию и не расстался с ней даже во время визита к королю Вильгельму III. Когда Петр посещал голландских художников Аламона, Хоубракена, просил их сделать наброски различных типов кораблей, с художником Штонебеком обсуждал фонтанные дела, фейерверки и другие технические вопросы. После приезда Петра I в Дрезден сразу вечером (как доложили Августу II) попросил разрешить ему осмотреть кунсткамеру. В час ночи его отвели туда, он особый интерес проявил при осмотре математических инструментов и различных ремесленных орудий. На следующий день после посещения королевы-матери он снова потребовал отвести его в Кунсткамеру. Там он оставался вплоть до ночи. Приходил Петр туда и в день отъезда. Изучал произведения прикладного искусства, естественные, исторические коллекции, большое внимание уделял тому, что собрано Августом I по географии, измерительным работам.
В первое путешествие Петра за границу написаны с натуры два его портрета. Один в Кенигсберге, другой по просьбе Вильгельма III в Гааге. Куракин в 1711г. отмечал, что другого подобного портрета в мире нет.
Привезенная из первого путешествия коллекция помещается в Москве в Аптекарской канцелярии. После приезда в Петербург Иоганн Шумахер был назначен библиотекарем и надсмотрителем редкостей и натуралиев. Петр получал из-за границы подарки, посылки, постоянные скляны с чудными зверями, затейливые инструменты, курьезные вещи. По его указу доверенные лица покупают за рубежом коллекцию монет в Гамбурге Людерса, кабинет Якоба де Вильде (перстни, камни, лампады), коллекцию монет и древностей в Константинополе (400 экз.), сам Петр во втором путешествии 1715-1717г.г. (Голландия, Англия, Франция) приобретает коллекции Готвальдо, Рюйта, Себа - резьба, кубки, колье. Но и внутри страны также регламентируются поиски древних поклаж предметов, старых вещей. В 1715г. Демидов - владелец тагильских заводов дарит Екатерине в честь рождения Петра-царевича массу золотых вещей. Петр шлет губернатору приказ собирать вещи дивные. Через 2 года Петр получает 122 золотых предмета от сибирского губернатора Гагарина.
В дальнейшем в центр систематически из Сибири, Алтая, Средней Азии, Киргизии, курганов Волги и Дона поступали украшения из золота, надписи на каменьях, ружья, старая посуда, светильники, статуэтки и все необыкновенное. Петр указами регламентирует поиски древностей, посылает ученых (Мессершмидт). Так был создан первый музей редкостей - Кунсткамера.
Кунсткамера Петра становится одной из достопримечательностей России, почти оставляя за собой все другие музеи. Частные коллекции имели Гагарин, Головин, Демидов, Голицын, граф Остерман, многие из них после смерти хозяев передавались в кунсткамеру.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры