15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
В 1917—2004 гг. Беларуси происходили эпохальные события, не раз менявшие векторы ее культурного и цивилизационного развития.
Культурно-национальное строительство с самого начала проходило, в сложных и противоречивых условиях, которые неоднозначно оцениваются отечественными и зарубежными историками. Февральская и Октябрьская революции 1917 г., вторая мировая война, другие переломные события и связанные с ними перемены вызвали глубокие ментальные и культурные сдвиги в белорусском обществе, заставили национальную интеллигенцию пересмотреть мировоззренческие и духовные ориентиры. При советской власти многие деятели белорусской культуры были поставлены (особенно в годы культа личности И. Сталина) перед выбором: либо полное приспособленчество, либо трудное (в силу объективных и субъективных обстоятельств) следование идеям национально-культурного самоопределения белорусского народа и общенационального гуманизма.
И все-таки белорусская культура в советские десятилетия сделала огромный шаг вперед. Значительно окрепла ее материально-техническая база, вырос творческий потенциал, сложилась система культурно-массовой работы, громко заявили о себе деятели культуры национального и мирового масштаба.
С обретением независимости белорусское государство получило возможность создать собственную модель развития. Переходный период, несмотря на все трудности, открыл перспективы качественного обновления коренной культуры и всей полинациональной культуры Беларуси.
В первые годы советской власти на развитие культуры, накладывали негативный отпечаток последствия немецкой и польской оккупации, гражданской войны, двух революций 1917 г. Неоднозначное воздействие на преемственные процессы в культуре оказывали также вначале политика «военного коммунизма», а затем новая экономическая политика, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и собственно культурная революция.
Стремление получить поддержку многонационального населения огромной страны, завоевать доверие разных народов подтолкнули партию большевиков в 1920-е гг. начать национально-культурное строительство. В Беларуси первые шаги в реализации этой политики (позже она получила название «белорусизация») были сделаны после окончания гражданской войны: открылись белорусские театры, высшие учебные заведения (в том числе Институт белорусской культуры), государственная и университетская библиотеки, издательство «Советская Белоруссия», Государственный музей и Центральный архив. Государственными были объявлены белорусский, русский, польский и еврейский языки. Для национальных меньшинств создавались школы, в которых преподавание велось на их родном языке.
Официально политика белорусизации стала проводиться с июля 1924 г. во исполнение решения II сессии ЦИК Белорусской ССР. Под белорусизацией в широком смысле слова подразумевалось развитие белорусской культуры, перевод делопроизводства на белорусский язык, выдвижение уроженцев Белоруссии на ответственные должности.
Важнейшей частью культуры и в то же время коренным условием ее развития является язык, поэтому родному языку отводилось центральное место в политике белорусизации. Все члены КП(б)Б должны были говорить на белорусском языке. Активно готовилось издание словарей, учебников и пособий по белорусскому языку, велась разработка научных терминов. В выполнении этой задачи велика заслуга Б.А. Тарашкевича (1892—1938), Е.Ю. Лесика (1883—1940), Е.Ф. Карского (1861 — 1931), П.А. Бузука (1891—1938), И.В. Волк-Леоновича (1891—1943). Учебник «Беларуская граматыка для школ» Б.А. Тарашкевича (1918) вводил иные нормы белорусского литературного языка.
Всего за пять лет (1924—28) официальной политики белорусизации было опубликовано 875 книг на белорусском языке (для сравнения: в 1917—20 гг. — только 42). К 1927 г. белорусским языком владели 80 % служащих республиканских органов и 70 % служащих окружных и районных учреждений. Несмотря на то, что обучение в школах велось на восьми национальных языках, белорусский язык как язык коренной нации имел приоритет.
Начавшиеся в СССР процессы «интернационального» нивелирования снизили внимание к белорусскому языку. В конце 1920-х гг. политика белорусизации была свернута, ей на смену пришла контрбелорусизация.
По сфабрикованному чекистами делу о так называемом «Союзе освобождения Белоруссии» (1930) было осуждено свыше 100 человек - лучшие творческие силы, интеллектуальный цвет нации. Жертвами репрессий стали председатель ЦИК БССР А.Г. Червяков (1892—1937), директор издательства «Беларусь» писатель Тишка Гартный (Д.Ф. Жилунович, 1887—1939), президент АН БССР В.М. Игнатовский (1881—1931) и другие государственные деятели и представители творческой интеллигенции. Был нанесен страшный удар по культурному строительству республики, по преемственности поколений интеллигенции, по национальному самосознанию.
Важным шагом на пути становления советской культуры стала кампания по ликвидации неграмотности и малограмотности. Этого в послеоктябрьский период требовали планы хозяйственных и культурных преобразований. Осуществление политики ликбеза в республике началось с конца 1920 г. после отражения польской экспансии. Работа предстояла немалая: 52,6 % жителей в возрасте от 9 до 49 лет были неграмотными.
Проводились конференции по проблемам ускоренной ликвидации неграмотности и малограмотности, конкурсы-смотры ликпунктов и школ, месячники «За грамотность». Комсомольцы организовали культпоход (1928), по республике проходила культэстафета (1930—31). Но это нужное дело страдало от многочисленных недостатков: парадности, спешки, кампанейщины, низкого качества обучения, высокого отсева обучаемых, идеологического «причесывания» учебных программ и т.п.
С 1926 г. стали создаваться школы для малограмотных, в которых давались знания в объеме начальной школы. В результате всех принятых мер грамотность населения Белорусской ССР возросла до 78,9 % в 1939 г. Массовая неграмотность по существу была побеждена.
Перевод хозяйства на новые рельсы, переход к ускоренной индустриализации, коллективизация сельского хозяйства, значительные культурные преобразования требовали многочисленных кадров высшей квалификации. Учитывая потребности нового времени, уже в 1918—19 гг. Витебский, Гомельский и Могилевский учительские институты были преобразованы в педагогические институты, возобновил работу земледельческий институт в Горках (с 1925 г. - Белорусская сельскохозяйственная академия), открылись Белорусский политехнический институт (1920), Белорусский государственный университет (1921), ряд других высших учебных заведений. Многие из них неоднократно реорганизовывались. В итоге к 1941 г. в БССР насчитывалось 25 вузов, в которых обучалось 21,5 тыс. студентов.
Иначе обстояло дело на территории отторгнутой Западной Белоруссии. Польское правительство, вопреки обещаниям не покушаться на национально-культурные интересы белорусов, вело активную политику полонизации, препятствовало росту национального самосознания белорусов и развитию их культуры. Закрывались белорусские школы, гимназии, клубы, библиотеки, православные церкви. В государственных учреждениях и органах местного самоуправления нельзя было использовать белорусский язык. В 1937 г. попала под запрет деятельность Товарищества белорусской школы и Союза белорусских учителей. Те, кто отстаивал образовательные и культурные права белорусов, преследовались. Все это негативно сказывалось на развитии белорусской культуры в Западной Белоруссии в 1921—39 гг.
Что касается художественной культуры, то первые годы послеоктябрьского периода характеризуются возникновением и идейной борьбой разных течений во всех её областях и направлениях. Особенно ярко эта борьба проявилась в литературе. Сюда пришло много молодых талантов, в том числе из рабочей среды и из деревни. Различие интересов, целей, мировоззрений, разница в образовании, образе жизни и культуре, свое видение проблем развития литературы в условиях строительства нового типа общества - эти и другие обстоятельства сыграли роль в создании множества литературных объединений, деятельность которых отразилась на общественно-политической жизни республики и состоянии литературы.
В 1920-е гг. писатели группировались в объединениях «Маладняк» (1923—28), «Узвышша» (1926—31), «Полымя» (1927—32) и др. Их активными участниками были А. Дудар (А.А. Дайлидович), Я. Пуща (И.П. Плащинский), Я. Купала, Я. Колас, А.И. Александрович, В.Н. Дубовка, К. Крапива (К.К. Атрахович), В.А. Жилка, А.А. Бабареко, П.Р. Головач, Б.М. Микулич и многие другие демократически настроенные писатели и поэты. Они публиковали свои новые произведения в журналах «Маладняк», «Узвышша», вели литературную полемику. Процесс деления и создания новых объединений прекратился в июне 1934 г., после Первого съезда белорусских писателей, на котором был создан Союз писателей БССР.
Наряду с молодыми литераторами активно трудились писатели старшего поколения. Так, из-под пера Я. Купалы в эти годы вышел ряд национально-патриотических произведений: статья «Незалежнасць» (1919), стихотворения «Паустанъ» (1919), «Перад будучыняй» (1922) и др. Я. Колас закончил работу над эпохальными поэмами «Новая зямля» (1923) и «Сымон-музыка» (1925), начатыми еще в дооктябрьский период. В 1927 г. вышли из печати вторая часть его трилогии «На ростанях» и повесть «У глыбі Палесся».
С насаждением культа личности И. Сталина в конце 1920-х гг. связаны догматическая партийная критика национально-патриотических деятелей и ограничение свободы творчества. Белорусских литераторов стали обвинять в национал-демократизме («нацдем»), которому придавался негативный оттенок. Жертвами последовавших репрессий стали В. Жилка, А. Адамович, В. Дубовка, Я. Пуща, М. Горецкий, А. Гурло. Литераторы, разделявшие национально-демократические взгляды, подвергались арестам, высылкам. Многие из них были расстреляны.
1930-е гг. стали временем тяжелых испытаний для белорусской литературы. И все-таки вопреки нараставшим преследованиям и репрессиям писатели продолжали плодотворно работать, внося свой вклад в развитие отечественной литературы и создание эстетических ценностей, формировавших вкусы жителей республики. Белорусскую литературу 1930-х гг. невозможно представать без творчества К. Чорного, развивавшего эпические и философские основы прозы, отличавшейся аналитичностью и историзмом. Им были написаны проблемные социально-философские романы «Бацькаўшчына» (1931), «Трыццать гадоў» (1934), «Трэцяе пакаленне» (1935). Новые произведения написали 3. Бядуля («Сярэбраная табакерка»), В, Вельский («Цудоўная дудка», «Дзед і жораў»), М. Горецкий («Віленскія камунары»), М. Лыньков («Міколка-паравоз»), Я, Мавр («Палескія рабінзоны»).
17 мая 1934 г. — черная дата в истории белорусской литературы, день первого массового расстрела писателей. Были казнены 15 человек. Траурной рамкой отмечена также дата 29 октября 1937 г., когда были расстреляны 19 литераторов, среди них А. Вольный, А, Дудар, М. Зарецкий, В. Коваль, В. Моряков, М. Чарот и др. Всего (по неполным сведениям) только с 1930 по 1939 г. были репрессированы около 300 белорусских писателей, более половины из них — расстреляны. В результате на начало 1941 г. в Союзе писателей БССР оставалось только 74 члена.
Под усиливавшимся партийно-идеологическим давлением творческий поиск литераторов все более регламентировался, ограничивался. Писателей разделили на пролетарских, крестьянских, «попутчиков», «нацдемовских», пробуржуазных. Литературных героев отныне полагалось создавать только «положительными» или только «отрицательными». Беспощадно критиковались те авторы, которые осмеливались иметь свой взгляд на актуальные общественные проблемы. Логическим; итогом такой политики стало одностороннее отражение событий, связанных с Октябрьской революцией и гражданской войной, методов социалистического строительства, а также неумеренное восхваление существовавших в стране порядков, ретушированное изображение советского человека — счастливого хозяина новой жизни (издержки социалистического реализма).
Великая Отечественная война изменила течение литературной жизни. Писатели стали штатными сотрудниками военных газет (А. Кулешов, К. Кириенко), а те, кто уехал в эвакуацию (К. Чорный, П. Бровка, П. Панченко, М. Танк), печатались в обосновавшихся на новом месте белорусских изданиях. Оставшиеся на оккупированной территории (Я. Брылъ, В. Тавлай) участвовали в выпуске подпольных газет, рукописных журналов, боевых листков. Вопреки суровым условиям военного времени литераторы продолжали свою деятельность, создавая произведения, которые звали народ на борьбу с врагом, укрепляли веру в грядущую победу.
Проблеме героической борьбы народа с ненавистным врагом посвятили свои произведения П. Бровка, А. Кулешов, М. Танк, П. Глебка, П. Панченко и другие известные писатели. В 1943 г. в Москве был издан сборник стихотворений белорусских поэтов «Беларусь в огне» тиражом 25 тыс. экземпляров. Вершиной белорусской прозы периода войны стали романы К. Чорного «Пошукі будучыні», «Вялікі дзень», «Млечны шлях».
В послевоенный период белорусская литература продолжала развиваться, пополняясь новыми яркими талантами. В литературу пришли Я. Брыль, И. Мележ, А. Велюгин, И. Шамякин, А. Макаенок, В. Быков, В. Короткевич, А. Адамович, И. Чигринов, Н. Гилевич, Р. Бородулин, Г. Буравкин. В их творчестве тема войны занимала очень важное место. Борьбе с врагом посвятили свои произведения И. Шамякин («Глыбокая плынъ»), А. Мовзон («Канстанцін Заслонаў»), К. Губаревич («Брэсцкая крэпасць»), К. Крапива («3 народам»).
Проблемам мирного хозяйственного и культурного строительства, сложным судьбам людей посвятили свои книги И. Шамякин ( «Сэрца на далоні, «Атланты и карыятыды»), В. Карпов («За годом год»). Лиризм и гражданственность соседствовали в стихах П. Бровки, П. Глебки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панчекки, Р. Бородулина. Однако конец войне не означал конец тоталитаризму. Регламентированный социалистический реализм: был официально объявлен партийными органами единственно правильным направлением в литературе, искусстве, «отступления» от него безжалостно пресекались. Вот почему, когда в 1952—54 гг. издавалась первое послевоенное собраний сочинений Я. Купалы, в нем не было напечатано около 160 произведений поэта, в которых высказывались национально- освободительные идеи.
В 1960—80-е гг. развернулся талант замечательного писателя, поэта, драматурга и журналиста Владимира Короткевича (1930—84). Он был редким знатоком исторического прошлого своего народа («Каласы пад сярпом тваім», 1968; «Хрыстос прызямліўся у Гародні», 1972; «Чорны замак Альшанскі», 1983) и одновременно тонким лириком (поэтические сборники «Матчына душа», 1958, «Вячэрнія ветразі», 1960).
Высочайшее художественное воплощение тема «война и народ» получила в творчестве Василя Быкова (1924—2003). На многие языки мира переведены его яркие произведения «Жураўліны крык» (1960), «Мёртвым не балщь» (1965), «Круглянскі мост» (1969), «Сотнікаў» (1970), «Знак бяды» (1984). Прозу Быкова назвали «лейтенантской», она и написана бывшим лейтенантом, на передовой постигшим правду о войне. Он знал, как непросто в экстремальных условиях сохранить лучшие человеческие качества, ибо ценою может стать жизнь. Война — это трагедия, она создает сложные судьбы, а порой ставит перед выбором: героизм и мужество или трусость и предательство.
Сегодня трудно представить, чего стоила писателю его «лейтенантская» правда. Его обвиняли в отказе от принципов социалистического реализма и приверженности экзистенциализму, который в СССР осуждался. Но прошли годы, и писатель с мировым именем получил всеобщее признание. За большие заслуги в развитии литературы, показ суровой правды войны, героизма и мужества советских людей В. Быков был удостоен Государственной премии СССР (1974), Ленинской премии (1986), Государственных премий БССР им. Я. Коласа (1964, 1978). В 1984 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Развитие отечественной литературы на протяжении всего послеоктябрьского периода проходило в условиях повышенной сложности и противоречивости. Каждый этап имел свою специфику. 1920-е гг. оказались благоприятными для литературного творчества, они характеризовались национально-демократическим и духовным подъемом. В 1930-е гг. труд писателей строго регламентировался и контролировался партийной цензурой, что отрицательно сказалось на содержании произведений, количестве и качестве написанного. К тому же на это десятилетие пришлись самые страшные репрессии.
Тем не менее, даже в этот тяжелый период были созданы произведения высокого уровня, ставшие классикой белорусской литературы. Работая в условиях войны, белорусские писатели внесли свой важный вклад в приближение великой Победы. В 1950—80-е гг. в белорусскую литературу пришло новое поколение талантливых авторов, создавшее замечательные романы, повести, стихотворения, рассказы, пьесы. Многим из них удалось объективно отразить главные события истории и жизни белорусского народа во всей многогранности, высокохудожественно осветить сложные темы противоречивой современности.
Живопись и скульптура
В первые послереволюционные годы центром «левого», новаторского изобразительного искусства, местом теоретических поисков, расцвета авангарда, лабораторией для проведения эстетических и художественно-педагогических экспериментов стал Витебск — «белорусский Париж» того времени. По инициативе Марка Шагала (1887—1985), одного из оригинальнейших живописцев XX в., в декабре 1918 г. на базе мастерской Ю.М. Пэна (1854—1937) открылась Народная художественная школа. Кто тогда думал, что это событие войдет в историю мирового искусства? По приглашению Шагала в Витебск приехали работать переполненные идеями талантливые художники разных авангардных течений и стилей (А. Бразер, К. Малевич, Л. Лисицкий, Р. Фальк, В. Ермолаева и др.). Они с энтузиазмом участвовали в организации оформления городских праздников, с вдохновением рисовали плакаты, афиши. То и дело возникали новые художественные учебные заведения, открывались мастерские и т.д.
Немало мастеров искренне верило, что их творчество составляет часть великого созидательного процесса, венцом которого станет общество социальной справедливости, где только и возможна вседоступность демократической культуры. Им еще предстояло узнать, что путь к такому обществу не может пролегать через диктатуру. А пока художники (среди них выделялись М. Станюта, Н. Тарасиков, М. Филиппович, Я. Кругер, Е. Зайцев, В. Кудревич, П. Сергиевич, М. Севрук) в своих произведениях отражали новые явления общественной жизни, пафос социалистического строительства.
Патриотическим пафосом, национальным колоритом отличалось творчество талантливого художника и скульптора, родоначальника национального романтизма, «вечного странника» Я.Н. Дроздовича (1888—1954). Влюбленный в гармонию Вселенной, он первым из белорусских живописцев создал ряд картин на космическую тему («Встреча весны на Сатурне», 1932; «Жизнь на Луне», 1932; «Жизнь на Марсе», 1931). При этом даже далеким планетам художник придавал черты родной Беларуси. Кроме того, по примеру Н. Орды Дроздович делал зарисовки памятников древнего зодчества, курганов, часовен, домов, создавая своего рода художественную панораму извлечений из национально-исторической памяти.
Развитие изобразительного искусства в довоенный период (и после войны) происходило в условиях господства метода социалистического реализма. Это означало несвободу выбора темы и объекта изображения, необходимость соответствовать требованиям социалистической идеологии, текущей обстановке и конъюнктуре. Для данного периода характерны картины, подчас тенденциозно отражающие революционные события, гражданскую войну, ход социалистического строительства, роль И. Сталина во всех достижениях страны.
Белорусская скульптура тех лет также находилась под воздействием директивных установок, заданных пропагандой и большевистскими идеями. Не случайно в первые послереволюционные годы часть скульптур делалась из недолговечного материала — гипса, фанеры, стекла, цемента. Художники спешили отреагировать на только что свершившееся событие, выступить на злобу дня. Однако находились мастера, которые не забывали о высоком предназначении искусства ваяния. В этом виде изобразительного искусства в предвоенные годы успешно работали А. Грубе, А. Бразер, 3. Азгур и др.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?