3.5.2. Основные проблемные блоки
Общая структура данного проблемного модуля представлена на рис. 7 (рис. 390).
Она включает в себя шесть основных и два дополнительных проблемных блока.
Основные проблемные блоки данного модуля имеют следующие наименования:
5.1. Основные черты информационного общества.
5.2. Информационная экономика.
5.3. Технологии информационного общества.
5.4. Путь России к информационному обществу.
5.5. Новая информационная среда обитания.
5.6. Информационные проблемы национальной безопасности.
3.5.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
Проблемный блок 5.1. Основные черты информационного общества.
5.1.1. Определение понятия «Информационное общество».
5.1.2. Отличительные черты информационного общества.
5.1.3. Основные закономерности формирования информационного общества.
5.1.4. Социально-экономические аспекты процесса формирования информационного общества.
5.1.5. Критерии перехода к информационному обществу.
Проблемный блок 5.2. Информационная экономика.
5.2.1. Отличительные особенности информационной экономики.
5.2.2. Состояние информационной экономики в развитых странах.
5.2.3. Структура информационной экономики и основные тенденции в ее развитии.
5.2.4. Геополитическое значение развития информационной экономики.
5.2.5. Информационная экономика в России.
Рис. 7. Структура проблемного модуля «Информационное общество».
Проблемный блок 5.3. Технологии информационного общества.
5.3.1. Основные направления развития информационных технологий.
5.3.2. Развитие средств информатизации массового применения.
5.3.3. Некоторые проблемы фундаментальной науки по созданию перспективных средств информатики.
5.3.4. Перспективные телекоммуникационные технологии.
5.3.5. Международная сеть Internet и Интернет-технологии.
5.3.6. Интеграция телекоммуникационных и телевизионных сетей и технологий.
5.3.7. Телекоммуникационная сеть «ТВ-ИНФОРМ-ОБРАЗОВАНИЕ».
Проблемный блок 5.4. Путь России к информационному обществу.
5.4.1. Формирование представлений об информационном обществе.
5.4.2. Государственная политика России в области информатизации.
5.4.3. Рыночный период развития информатизации в России.
Проблемный блок 5.5. Новая информационная среда обитания.
5.5.1. Информатизация общества и формирование новой среды обитания.
5.5.2. Информатизация сферы массового обслуживания.
5.5.3. Развитие городских систем информирования населения.
5.5.4. Интерактивные информационные технологии в муниципальной сфере.
Проблемный блок 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности.
5.6.1. Структура информационных проблем национальной безопасности.
5.6.2. Мониторинг и моделирование глобальных процессов.
5.6.3. Информационные проблемы химической безопасности.
5.6.4. Информационные проблемы борьбы с преступностью.
5.6.5. Проблема сложности технических систем.
5.6.6. Глобальная опасность технократизма.
5.6.7. Проблема информационной безопасности России.
5.6.8. Интеллектуальная безопасность.
5.6.9. Информатизация России как проблема национальной безопасности.
Указатель литературы.
1. Рахитов А.И. Глобальная информатизация и информатизация советского общества // Социальная информатика: Сб. научных трудов.— М.: Издательство ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1998.
2. Тоффлер Э. Третья волна.— М.: ACT, 1998.
3. Соколова И.В. Социальная информатика (социологические аспекты).— М.: Союз, 1999.
4. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист.— М., 1988.— № 2.
5. Информатизация общества и бизнес: Научно-аналитический обзор / ИНИОН РАН.— М., 1992.
6. Малышкин В.Г. Европейское информационное пространство.— М.: Наука, 1999.
7. Ежегодный доклад «Развитие современных информационных технологий на основе унифицированных средств информатики массового применения в Российской Федерации и за рубежом в 1995 — 1996 годах». МНТК «Прикладные информационные системы». — М., 1996.
8. Колин К.К. Информатика на пороге XXI века // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.— М.: Наука, 1999.— Вып. 9.
9. Телекоммуникационная сеть «ТВ-ИНФОРМ-ОБРАЗОВАНИЕ» /И-т информатизации образования.—М., 1996.
10. Холил К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества // Проблемы социальной информатики.— М.: Союз, 1995.— Вып. 1.
11. Колин К.К. Информационные проблемы обеспечения национальной безопасности России // Вестник РО-ИВТ— М., 1995.— № 4.
12. Демин А.И. Информационная теория экономики.— М.: Палев,1996.
13. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России.— М.: Наука, 1996.
14. Путь России к информационному обществу: Препринт / ИСА РАН; Смолян Г.Л., Черешкин Д. С., Вершинская О.Л., Костюк В.Н— М„ 1997.— С. 1-55.
15. Кедровский О.В. Информационная среда обитания // Информационные ресурсы России.— 1995.— № 3.— С. 2, 3.
16. Колин К.К. Россия на пути в информационное общество // Библиотековедение.— М.: Пашков дом, 2000.— №3.— С. 32-39.
17. Колин К.К. Информатика сегодня и завтра // Информационные технологии.— М., 2000.— № 1.
18. Вебом едины (О федеральной целевой программе «Электронная Россия») // Поиск.— 2001.— 20 июля.— № 28 - 29 (634-635).—С. 11.
19. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики:
Социальная информатика.— М.: Академический Проект, 2000.—350с. (Глава 5.—С. 172-235).
20. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета.— 29 сентября.— С. 4 — 6.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключаются важнейшие черты информационного общества?
2. Дайте характеристику основных закономерностей формирования информационного общества.
3. Какие новые возможности и новые проблемы влечет за собой стремительное развитие информационной среды обитания?
4. Какие новые возможности для человека возникают в информационном обществе?
5. В чем состоят принципиальные особенности информационной экономики?
6. Охарактеризуйте геополитическое значение информационной экономики.
7. Перечислите основные направления развития информационных технологий.
8. Охарактеризуйте особенности движения России к информационному обществу.
9. Перечислите основные информационные проблемы обеспечения национальной безопасности.
10. В чем заключается проблема интеллектуальной безопасности?
Темы рефератов
1. Становление информационного общества: социально-экономические аспекты.
2. Информационная экономика в современном мире
3. Интернет-технологии в информационном обществе.
4. Путь России в информационное общество.
5. Информационные проблемы национальной безопасности России.
3.5.4. Дополнительные проблемные блоки
В состав данного модуля входят два дополнительных проблемных блока:
5.7. Информационная безопасность.
5.8. Информационная война.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9