Культура Беларуси в постсоветский период
В связи с начавшимися процессами распада СССР усилилось движение за национально-культурную идентификацию и цивилизационное самоопределение
Укреплению национально-культурных тенденций способствовало принятие 26 января 1990 г. Закона «О языках в Белорусской ССР», придавшего белорусскому языку статус государственного, а также принятие 20 сентября 1990 г. Государственной программы развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР. В дальнейшем были приняты и другие законы, направленные на развитие культуры, и прежде всего законы «О культуре в Белорусской ССР» (1991) и «Об охране и сбережении историко-культурного наследия» (1992).
Произошедшие перемены позволили белорусской культуре стать более открытой. В новых условиях развивались разные литературные и художественные направления и школы, росло национальное самосознание, происходила демократизация духовной жизни, общество привыкало к свободе творчества.
Развитие гласности и плюрализма мнений стимулировали пересмотр старых стереотипов в оценках исторического развития России и Беларуси, сделали очевидной неоднозначность протекавших в БССР социально-экономических, политических и культурных процессов.
Граждане Беларуси познакомились с ранее запрещенными публикациями отечественных и зарубежных авторов по проблемам истории, философии, социологии, смогли посмотреть так называемые «полочные» кинофильмы режиссеров-новаторов и прочитать образцы «катакомбной» художественной литературы (периода «застоя»), быстро распространившейся в открытой печати. Разительно изменилось отношение к белорусским эмигрантам, некогда огульно объявленным предателями родины. Это позволило познакомиться с разнообразной деятельностью белорусской диаспоры, ее культурными достижениями.
Перестроечные процессы коснулись также отношения к верующим (и к религии в целом). Их перестали преследовать, культовые здания, отнятые у церкви, постепенно возвращали конфессиям. Многие из этих зданий затем были отреставрированы, отдельные храмы, представляющие историческую ценность, были построены заново (костел св. Варвары в Витебске, церковь Марии Магдалины в Минске, Николаевская церковь в Брестской крепости и др.). По существу впервые за многие десятилетия вновь проектировались и возводились храмы и монастыри. Это стало возможно благодаря отказу государства от марксистской догматики вульгарного атеизма.
Итак, несмотря на финансовые трудности, в республике принимались меры по укреплению материально-технической базы культуры, развитию ее приоритетных направлений, расширению услуг для населения в сфере досуга, активизации творческой деятельности молодежи и т.д. Это позволило увеличить число музеев, театров, концертных залов. Одновременно в сфере культурной деятельности наблюдаются негативные тенденции: снижение капиталовложений в культуру, перевод ее в значительной части на коммерческую основу, заметный отход от традиционных моральных и эстетических принципов. В результате закрываются клубы, библиотеки (без адекватной замены, особенно в сельской местности), сократилось число коллективов художественной самодеятельности и их участников, из-за низкой заработной платы работников учреждений культуры обострилась кадровая проблема.
И все-таки в отмеченный период возросли социальная значимость культуры, ее роль в организации жизни населения Беларуси, формировании национального самосознания, воспитании молодого поколения. Хотя культура в перестроечный и постсоветский периоды развивалась сложно и противоречиво, за прошедшие годы усилилось внимание к ее национальному аспекту, повысилась степень свободы и открытости, расширились международные культурные связи. Все эти процессы ознаменовались приходом ярких талантов, созданием новых произведений в области литературы и искусства. Культурно-просветительные центры обратились к национальной культуре, одновременно участвуя в приобщении широких социальных слоев к лучшим достижениям мирового наследия. Появились новые творческие коллективы, частные театры, студии-театры, негосударственные учебные и культурные учреждения. Серьезной реформе подверглась система образования и воспитания. Возродились забытые или появились новые праздники, обряды, ремесла. Сложное финансово-экономическое положение республики не позволило в полной мере за короткий срок решить все важные проблемы. В направлении формирования нового качества общенациональной культуры многое еще предстоит сделать.
Таким образом, вся история белорусской культуры свидетельствует о том, что с самого начала она развивалась в тесной связи и взаимодействии с культурами России, Украины, Средней и Западной Европы. На каждом историческом этапе белорусская земля взращивала крупных деятелей отечественной культуры европейского и мирового масштаба. Это позволило поднять авторитет белорусского народа, а мастерам искусства достойно представлять национальную культуру на различных международных форумах, фестивалях, конкурсах и выставках.
На долю белорусской культуры выпало немало тяжелых испытаний (войны, пожары, разграбление культурных ценностей завоевателями), но каждый раз она с честью выходила из кризиса. В особенно трудные периоды культурное развитие замедлялось, но никогда не останавливалось.
Благоприятные условия для расцвета и возрождения отечественной культуры сложились в республике после провозглашения Беларусью суверенитета и обретения независимости в связи с распадом СССР. Процесс социально-культурных преобразований проходит достаточно сложно. С одной стороны, усиливается внимание к национальной культуре, разнообразнее становятся формы и методы культурно-массовой работы, создаются памятники, строятся учреждения культуры; развиваются новые и восстанавливаются традиционные формы образования; верующим возвращаются культовые здания, возрождаются национальные традиции и обряды; значительно окрепли международные культурные связи Беларуси; на многих музыкальных конкурсах и художественных выставках яркие творческие личности, представляющие Республику Беларусь, становятся победителями или дипломантами.
С другой стороны, на развитии культуры отрицательно сказываются сложное финансово-экономическое положение страны, усиливающаяся коммерциализация, закрытие ряда культурно-просветительных учреждений, особенно в сельской местности, невысокий морально-художественный уровень ряда телепрограмм, распространение видеофильмов сомнительного качества, падение престижа профессий преподавателя, работника культуры. По сравнению с серединой 1990-х гг. сузилась сфера употребления белорусского языка, снизился интерес к чтению книг.
Преодоление названных и им подобных отрицательных явлений требует объединения созидательных усилий институтов государства и организаций гражданского общества для проведения целенаправленной национально-культурной политики.
Вопросы для обсуждения:
Как вы считаете, можно ли говорить о преемственности российской и советской культур? Почему?
Каково было отношение к интеллигенции в послереволюционные годы?
В чем суть метода «социального реализма»?
Как развивалась наука в советский период?
Что такое андеграунд?
Чем характеризуется процесс социально-культурных преобразований в Беларуси в постсоветский период?
Литература
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. Введение в историю русской культуры. М., 2002.
Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. В 4-х книгах. М., 2003.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1984.
Россия в начале XX века. М., 2002.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?