Искусство поздней классики
Начиная анализ поздней классики, Б.Р. Виппер прежде всего отмечает, что «согласно обычной схеме эволюции греческого искусства классический стиль занимает примерно полтора века, от греко-персидских войн до битвы при Херонее в 338 году» (С. 214). Таким образом, в обычной схеме во внимание не принимается перелом, который происходит в греческом искусстве в эпоху Пелопонесской войны и который делит стили V и IV веков на высокую и позднюю классику.
Один из главных двигателей этого перелома Б.Р. Виппер видит «в открытии человеком новой ценности, новой стороны жизни – в открытии, наряду с телом и духом, души, субъективных желаний и чувств, то есть «личного», «моего», что было до сих пор совершенно чуждо и греческой драме, и греческому изобразительному искусству» (С. 214).
Начиная анализ с памятников архитектуры, Б.Р. Виппер замечает «как это ни покажется странным, но именно архитектура, это, казалось бы, самое неподвижное и абстрактное искусство прежде всего откликнулось на новые духовные запросы» (С.215).
Здесь Б.Р. Виппер останавливается на характеристике таких построек как Элевсинский храм, Ферсилейон, храм Аполлона в Бассах, Эрехтейон.
Далее следует анализ скульптуры переходной эпохи. Отмечается популярность рельефа и его преобладание над круглой статуей.
Следующая стадия развития скульптуры характеризуется автором как постепенное углубление рамы и увеличение количества фигур (до 6-8), которые становятся все пластичнее и активнее. «Искусство на следующей стадии развития – в гробнице Проклейда – фигуры из высокого рельефа образуются в подлинно круглые статуи, совершенно оторвавшиеся от фона» (С.222).
Сравнивая статуи этого периода с предшествующими Б.Р. Виппер отмечает преобладание женских статуй и почти полное отсутствие интереса к обнаженной мужской статуе, к атлетическому идеалу.
Далее автор обращается к творчеству отдельных представителей эпохи поздней классики.
Алкамен – Б.Р. Виппер трактует его стиль как продолжение торжественно-тектонической концепции Фидия. «Но к этому основному ядру классического стиля Алкамен прибавляет, с одной стороны, элемент архаизации, утонченные игры с примитивными формами, а с другой стороны – интерес к более сложной пластической композиции, к новому сочетанию пластики и тектоники, к статуарной группе» (С.226).
Каллимах – Б.Р. Виппер находит в статуе Каллимаха сочетание двух тенденций эпохи: острую линейную стилизацию, архаизацию и мягкую, расплывчатую, воздушную живопись.
Пэоний – Б.Р. Виппер отмечает ту же двойственность концепции, что и у Алкамена и Каллимаха: «наряду с чрезвычайно смелой и утонченной трактовкой поверхности – известная робость, почти архаическая связанность в самой структуре тела и его движениях. Живописная динамика восприятия относится только к оболочке предмета, только к драпировке, но не проникает в самое ядро формы» (С.230).
Заканчиваеися книга разделом «Скульптура IV века до нашей эры», в которой отмечается зарождение стремления сделать искусство более близким к жизни, более человечным, внести в него свои индивидуальные чувства. «…Искусство IV века приобретает, с одной стороны, более героический и патетический характер, с другой же стороны, в нем проявляются черты интимные, нежные и идиллические черты. Не боги, а люди являются теперь главными героями искусства» (С.234).
В этом разделе характеризуется творчество Кефисодота (новая концепция статуарной группы (Эйрена) – в позднейшем европейском искусстве группа мадонны с младенцем на руках)), Эвфранора (новый идеальный канон пропорций – Парис); Скопоса (-ассиметрия композиции; - столкновение голов с рамой фронтона; - новое оформление глаз (проблема взгляда)), Леохара (расширение границ пластической концепции), Праксителя (- чувственные эмоции; - элементы женственности; - оптические, колористические контрасты; - консерватизм общей концепции пластических масс и движения), Лисиппа (объединяет, завершает и усиливает тенденции, намеченные в творчестве Скопоса и Праксителя).