5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
Оснований для определения типов культуры существует много. В основном в зависимости от хозяйственного уклада, вида деятельности, связи с территорией, специализацией, уровнем мастерства, с учётом региональных и этических особенностей. Типы культуры– это есть совокупность правил, норм, моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. К типам культуры часто относят не только религиозно-этнические образования, но и исторические и хозяйственные. Отсюда в качестве основных типов культуры можно выделить следующие: культура земледельческая, промышленная, индустриальная, постиндустриальная, информационная, материальная, духовная, техническая, художественная, элитарная, массовая, классическая, мировая, античная, архаическая, доосевая, осевая, культура средневековья, культура эпохи Возрождения, Просвещения, современная, культура нации, народа, человека, человечества, культура труда, поведения, управления, образования, воспитания, информационная и др.
Кроме типов культуры существуют ещё виды культуры – это совокупности правил, норм и моделей поведения людей, которые являются разновидностями более общей культуры.
Виды культуры: доминирующая (общенациональная) культура, этническая культура, национальная культура, субкультура и контркультура; сельская и городская культура; обыденная и специализированная культура и др.
Многогранная, многоуровневая и сложная структура культуры определяет и разнообразие её функций в жизни общества.
Исходя из этого выделяются основные функции культуры:
человекотворческая или гуманистическая- развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности. Это так называемая креативная функция, так как она заключается в преобразовании и освоении мира человеком. Именно эта функция показывает, что человек, преобразовывая природу, преобразовывает и себя, овладевая внутренними силами психики. Как технология деятельности культура является средством: преобразования мира; общения; познания; управления поведением, оценки системы ценностей. Все остальные функции культуры связаны с креативной (творческой) и вытекают из неё;
гносеологическая - культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;
информационная- функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего. Она включает передачу информаций в любом виде – устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи;
коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;
ценностно-ориентационная - культура задаёт определённую систему координат, своеобразную "карту жизненных ценностей", в которых существует и на которые ориентируется человек;
нормативно - регулирующая - культура выступает средством социального контроля за поведением человека, его деятельностью;
рекреативная - способность культуры восстанавливать духовные силы человека, обновлять его потенциал, делать профилактику души.
функция продуцирования и накопления духовных ценностей - создание духовного богатства, сохранение общественной памяти человечества;
преобразование общества -наращивание через культуру в нём терпимости, добра, справедливости, нравственности, порядочности;
способность переориентации человека, его целей, идеалов, мировоззрения по отношению к природе, т.е. создание культуры экологической деятельности, установление экологической самодостаточности человека;
релаксационная – (ослабление), функция культуры заключается в искусстве физического и психического расслабления, разрядки, которую даёт культура. Естественные и индивидуальные средства разрядки: смех, плач, приступы гнева, крик, объяснение в любви, исповедь. Для снятия коллективного напряжения служат стилизованные формы: увеселение, ритуалы, праздники, фестивали.
установление и поддержание системы ценностей, ценности устанавливаются как добро и зло, допустимое или запретное, как предпочтение интересов отдельных людей, так и социальных групп.
Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры:
Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и её обратное влияние на их изменение.
Преемственность в развитии культуры – означает передачу наработанных ценностей от поколения к поколению, она может быть пространственной, временной, позитивной, негативной.
Неравномерность развития культуры – имеет аспекты: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах жизни общества; б) сами виды культуры развиваются неравномерно.
Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе, в созидании культурных ценностей.
Рациональность и гуманность– культура в своём содержании имеет жизнеутверждающие начала: жизнь, труд, любовь, семья, здоровье.
Специфическая роль традиционных начал в развитии культуры – устного народного творчества, нравов, обычаев, обрядов, ритуалов, образа жизни, символов, стандартного поведения.
Интернациональность – проявляется в появлении письменности, изобретении книгопечатания, использовании достижения науки и техники
Обратнопропорциональная зависимостьмежду культурным и материальным уровнем населения: быстрое повышение уровня жизни масс сопровождается уменьшением их духовных запросов.
Таким образом, культура функционирует согласно собственным законам развития, которые иногда с позиций социальных причин трудно объяснимы. Культура никогда не переставала и не перестаёт развиваться во времени и в пространстве. В различные времена видоизменялись формы культурных явлений, но при этом ни одна новация в культуре не проходила без преемственности.
Отсюда культура содержит в себе традиционное и прерывное. Она выступает как единство прерывности и непрерывности, что позволяет видеть в развитии культуры определённые периоды, этапы, эпохи, их своеобразие.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры