logo
История искусства и культуры II часть

§6. Архитектура петровской эпохи

Строительство новой столицы Санкт- Петербурга, основанного в 1703 году, проводилось по плану, в соответствии с целостным градостроительным замыслом и стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. Следует отметить, что первоначально была построена Петропавловская крепость (архитектор Д.Трезини), призванная защищать земли, отвоёванные в ходе Северной войны. Были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Строительство города велось по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик. Петр 1 пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 122,5 метра, выше колокольни Ивана Великого. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Санкт-Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720 года доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И.К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И.П. Зарудный - церковь «Меньшикова башня». Под руководством русского архитектора П.М. Еропкина был составлен генеральный план Санкт-Петербурга. В области градостроительства начался новый этап развития: на смену стихийной живописной застройке, характерной для древнерусских городов, пришли принципы регулярного градостроительства, которые в полной мере будут реализованы во второй половине XVIII века при реконструкции провинциальных городов. Для решения этих задач в области грандиозного строительства необходимостью стало привлечение иностранных мастеров. Пётр I приглашает в Россию на службу архитекторов из Голландии, Франции, Италии, среди которых были выдающиеся мастера: Леблон, Трезини, Фонтана и другие. Однако такое быстрое развитие строительства имело свои издержки. Для того, чтобы сосредоточить все силы и средства для строительства Санкт-Петербурга, Пётр I приказал в 1714 году запретить каменное строительство где бы то ни было, кроме новой столицы. Ещё до 1714 года в Москве в начале XVIII века строились здания Арсенала, Суконного и Монетного дворов, здание Лефортовского дворца, что свидетельствует о росте разнообразия светских построек, связанных с расширением общественной жизни. Архитектурный стиль этого периода получил название Петровское барокко, основными чертами которого были практичность, рациональность, отсутствие излишнего декоративного убранства. Появление этого стиля в России связано с личностью самого Петра Великого, принимавшего самое непосредственное участие в планировке и застройке новой столицы. Вкусы Петра I были ориентированы на искусство северных стран. Столичный город Санкт-Петербург застраивался по образцу Амстердама. До нашего времени дошли выдающиеся памятники эпохи Петровского барокко, например: Петропавловский собор Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий - архитектор Д.Трезини, Кунсткамера - архитекторы Г. И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявели, М.Г. Земцов (1718-1734 гг.).

Доменико Трезини (около 1670-1734гг.) - архитектор и инженер, итальянец, родившийся на границе Италии со Швейцарией. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Д. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Д. Трезини. По проектам Д. Трезини заложены Кронштадт (1704г.) и Александро-Невская лавра (1717г.), в 1706 году была начата перестройка Петропавловской крепости в камне. Архитектором выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715г.), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710-1711гг.), Петровские ворота (первоначально деревянные, а затем каменные – 1714-1717гг.) и Петропавловский собор (1712-1733гг.) в Петропавловской крепости. Было построено здание Двенадцати коллегий (1722-1736гг.) - теперь главное здание Петербургского университета, Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий (Гостиный Двор на Васильевском острове, Второй Зимний дворец и др.). Д.Трезини, будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых») и пригородных дач (1717-1721гг.). Постройки Д. Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

Приехав в Россию, Д. Трезини оставил свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей, а также дочь Катарина. Д.Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной реки Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х годах поселился в собственном доме на Васильевском острове, на углу Университетской набережной (д. 21) и 5-й линии (сохранился в перестроенном виде).

Умер Доменико Трезини в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

Леблон Жан Батист Александр (1679-1719гг.) - французский архитектор, ученик Жирара. Прославился написанной совместно с Аржанвиллем книги «Теория и практика садоводства», изданной в 1709 году и переиздававшейся в разных странах 12 раз. Ж.Б.Леблон написал также «Дополнения» к «Курсу архитектуры» Давилье с предложением новых конструкций, новых способов планировки зданий и их оформления, изданной в 1710 году и несколько раз переиздававшейся. Наиболее известные практические работы Ж.Б. Леблона в Париже - реконструкция отеля «Вандом» с садом и постройка отеля «Клермон» (1713-1714гг.). По приглашению Петра I Ж.Б. Леблон поступил на русскую службу с чином главного архитектора и окладом 5 тысяч рублей в год. Он приехал в Санкт-Петербург в августе 1716 года с большой группой французских мастеров разных специальностей. Здесь он организовал комплекс мастерских как базу строительства и школу для обучения русских мастеров новым методам работы. Ж.Б. Леблон разработал «Генеральный чертеж Санкт-Петербурга» (1717г.), вобравший в себя передовые градостроительные и фортификационные идеи, но не учитывавший реальные природные и материальные условия Санкт-Петербурга того времени и потому не имевший практического значения. За два с половиной года работы в Санкт-Петербурге Ж.Б. Леблон создал проекты мазанкового (деревянные с оштукатуренными и побеленными стенами здания) фасада двухэтажного жилого особняка для городской застройки (1716г.) и ансамбля в Стрельне (1717г.). Архитектором были созданы проекты скульптурного оформления Большого Грота в Петергофе, интерьеров Петергофского дворца (1717г.), Летнего сада (1717г.), дома Ф. Апраксина (1716-1718гг.). Деятельность в Санкт-Петербурге не принесла Ж.Б. Леблону признания. Он рассорился с князем А. Меншиковым, а своими проектами несколько раз вызывал разочарование и недовольство Петра I, грустные последствия которого, согласно донесению французского посланника де Лави, Ж.Б. Леблон «почувствовал на себе», что ускорило его кончину. Достоверных построек Ж.Б. Леблона в Санкт-Петербурге не сохранилось. Жил он в доме на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки.

Умер Жан Батист Леблон в 1719 году, похоронен на кладбище у Сампсониевского собора.

Еропкин Петр Михайлович (около 1698 -1740гг.) - русский архитектор. В 1716-1724 годах обучался в Италии. В 1737 году был главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города. Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737-1741гг.), перевёл на русский язык отдельные главы трактата «4 книги об архитектуре» Андреа Палладио (1737-1740гг.).

Ещё при жизни Петра I Еропкиным П.М. был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря. Позже по проектам П. М. Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная, 8), каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве. В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом. В 1740 году П.М. Еропкин с группой А. П. Волынского выступил против бироновщины и был казнён. После воцарения на престоле Елизаветы «дело Волынского» было прекращено, доброе имя его членов восстановлено, живые, в том числе помощник П. М. Еропкина Карл Бланк, возвращены из ссылки. В 1886 году на могиле А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущева в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте был поставлен памятник (архитектор М. А. Шуров, барельеф работы А. М. Опекушина).

Земцов Михаил Григорьевич (1686 – 1743гг.) – замечательный русский архитектор. Родился в Москве. Учился при Оружейной палате в Москве. В 1709 году переехал в Санкт-Петербурге. Обучался итальянскому языку при губернской канцелярии. С 1710 года по приказу императора Петра I был назначен помощником и учеником Доменико Трезини. С 1719 года руководил застройкой Москвы. В 1720 году М.Г.Земцов был переведен из учеников в гезели (помощники). В (1720-1722гг.) он работал в Ревеле помощником Н. Микетти на строительстве Екатериненталя (Кадриорга). В 1723 году был отправлен в командировку в Стокгольм. С 1723 года М.Г.Земцов работал в Санкт-Петербурге по заказам двора. В 1724 году получил звание архитектора. Он участвовал в разработке планировки Летнего сада и ряда построек в нем, в том числе «Зала славных торжествований». М.Г.Земцов также принимал участие в создании дворцово-паркового ансамбля Петергофа. В 1730-х годах он был назначен архитектором Александро-Невского монастыря. Также он является одним из авторов Генерального плана Санкт-Петербурга 1737 года. После казни П. М. Еропкина в 1740 году М.Г.Земцов был прикомандирован к «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» для редактирования и завершения (совместно с И. К. Коробовым) начатого Еропкиным трактата «Должность архитектурной экспедиции». В трактате им были написаны главы: «Об архитектуре и архитекторах», «Что делать при строениях», «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях», «Об Академии архитектурной». С 1741 года Михаил Григорьевич исполнял обязанности придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны. Земцов М.Г. является первым русским архитектором Санкт-Петербурга, воплотившим наряду с Доменико Трезини основные замыслы императора Петра I. Архитектор работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве.

В 1742 году М.Г. Земцов получил чин полковника. Имел свою архитектурную «команду». Из работ Михаила Григорьевича Земцова в Санкт-Петербурге сохранилась церковь Святого Симеона и Анны (позднее частично перестроенная). В Царском Селе в конце 1742 - начале 1743 года М.Г. Земцовым была составлена программа реконструкции Царскосельского дворцового ансамбля. В этот период времени М.Г. Земцов вел наблюдение за всеми строительными работами в Царском Селе, которые после его смерти возглавил Андрей Васильевич Квасов. М. Г. Земцовым был разработан план павильона «Эрмитаж» в Екатерининском парке. Продолжил строительство павильона Франческо Бартоломео Растрелли. По проектам М.Г.Земцова велась застройка Невского проспекта, Большой Морской и Миллионной улиц. Архитектор является автором проекта Итальянского дворца на Фонтанке (1726-1728гг.), который не сохранился, дворца Строгановых на Невском проспекте (перестроен Ф. Б. Растрелли), Аничкова дворца, Спасо-Преображенского собора и Князь-Владимирского собора (достроены и переделаны после смерти архитектора).

М.Г.Земцов завершал отделку парадных залов Кунсткамеры, заканчивал строительство Конюшенного ведомства, здания Двенадцати коллегий («Петровский» зал заседаний Сената). Архитектору принадлежит также проект алтарной части Сампсониевского собора. Дата смерти М.Г. Земцова сохранилась в одном из протоколов «Канцелярии от строений»: «... архитектурии гезели Иван Сляднев и Григорий Дмитриев поданным доношением объявили, команды де оной Канцелярии подполковник и архитектор Михайло Земцов прошедшего сентября 28 дня волею божею умре».

Михаил Григорьевич Земцов был похоронен у Сампсониевского собора. Могила его со временем затерялась.

Коробов Иван Кузьмич (1700 или 1701–1747гг.) - русский архитектор и инженер. Родился в Переяславле-Залесском. Послан Петром I, как пенсионер, в Голландию, учился также в Бельгии. Занимался у архитектора Иоганна (Яна) Питера ван Баурсшейта-старшего. В 1727-1741 годах И.К. Коробов становится архитектором Адмиралтейского ведомства. Выстроил в духе раннего русского барокко здание Адмиралтейства, строил Партикулярную верфь на Фонтанке (начата в 1735г., затем разобрана), возможно, церковь Пантелеймона (1735–1739гг.). Участвовал в составлении первого русского архитектурного трактата-кодекса (1728–1738гг.). Архитектор занимался также отделкой кораблей. Из работ И.К. Коробова дошёл до наших дней шпиль Адмиралтейской башни. Сохранилась церковь Святого Пантелеймона в Санкт-Петербурге (предположительно его авторства), являвшаяся частью Партикулярной верфи на Фонтанке. К творчеству архитектора относится Богословская церковь с колокольней в Кронштадте, которая простояла до 30-х годов XX века, также Триумфальные ворота на Тверской улице, возведённые к коронации Елизаветы Петровны, сгорели в 1752 году. Сохранился созданный И.К. Коробовым канал вдоль северной границы Новой Голландии, ныне известный как Новоадмиралтейский канал. И.К. Коробов после казни Петра Еропкина, вместе с которым он работал, переезжает в Москву. С 1741 года, И.К.Коробов, работая в Москве, воспитал ряд известных архитекторов (С. И. Чевакинский, А. Ф. Кокоринов, Д. В. Ухтомский).

Иван Кузмич Коробов умер в Москве в 1747 году.