logo
kulturol_posobie_Anokhina

2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.

В 1700 году последовал указ о запрещении носить длиннополое платье, практиковать немецкие и венгерские кафтаны, в случае нарушения - пошлина или обрезание одежды прямо на улице.

Совершенствованию семейного уклада служили указ 1702 года о новом порядке бракосочетания, 1714г.- указ об образовательном цензе для дворян при заключении брака, в 1717 г. обязательное наставление дворянам о воспитании детей в труде, выполнении обязанностей, обучении грамоте, танцам, верховой езде. "Юности честное зерцало" поучает юношу трем достоинствам и добродетелям: смирен, приветлив и учтив, девиц - 20 достоинствам: страх перед богом, смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, целомудрие, верность, молчаливость, чистоплотность, умение краснеть - последнее - показатель нравственной чистоты.

Не случайно, что при Петре I заметно насаждение образования. Так, в беседе с патриархом Адрианом в конце XVII века он говорил: "чую, многие желают учить детей своих свободным наукам, многие желают свету видеть", так он осознавал потребность страны, народа в знаниях. Петр I чувствовал неуверенность, уязвленное самолюбие, говорил, что без свободных наук и добрых рукоделий не может государство стяжать себе умного имения". Надо срочно готовить людей, способных делать дело, чаще всего новое, прежде малоизвестное или вовсе неслыханное.

Именно при Петре I создаются первые светские школы, дающие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ и напряженной внешней политики.

Среди них можно назвать:

В провинции начальное образование давали 42 епархиальных (церковных) школы, 46 цифирных – готовили местных мелких чиновников, гарнизонные – для обучения солдатских детей, а также несколько частных школ с изучением иностранных языков, философской мудрости, в городах возникали адмиралтейские русские школы готовившие детей мастеровых людей, дающих им грамоту, счет, мастерство. К концу царствования Петра I почти во всех крупных городах были 2 школы – духовная и светская.

В числе педагогов-теоретиков были Иван Тихонович Посошков («Завещание отеческое»), Василий Никитич Татищев предлагал педагогику утилитарную, для пользы отечества. Он предлагал учить крестьянских от 5 до 10 лет грамоте и письму, а от 10 до 15 лет – ремеслам. Нередко молодых посылали обучаться за рубеж. С 1703 г. печатались учебники: «Арифметика, сиречь наука числительная», Магницкого, «Букварь», «Грамматика славянская» - Поликарпова, «Первое обучение строкам» Феофана Прокоповича и др.

Петербургская академия наук создана в 1724г. При ней были открыты три уровня учебных заведений.

1 – это университет, то есть собрание ученых для обучения молодых людей наукам.

2 – гимназия, готовящая молодых людей для поступления в университет.

3 – собрание ученых и искусных людей. Таким образом академия совмещала научные и педагогические кадры.

Руководил академией Шумахер и к 1740г. привел их в упадок, запрещал вести занятия и читать лекции на русском языке. До 1760г. из гимназии ни одного человека не попало в студенты (лишь Котельников и Протасов - будущие академики). Иностранные учителя секли учеников, сокращали занятия, не преподавали славянские науки. Позже М.В. Ломоносов сказал: "Что до меня надлежит, то я сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться".

Академический университет прекратил существование во второй половине XVIII века после открытия Московского университета. В 1818 году организуется новый самостоятельный Петербургский университет. Для него характерно:

В петровские времена шло много споров о том, нужно ли учить крестьянских детей. Так купец Пенцы Любавцев считал, что для крестьян училищ не надо иметь, наук земледельцу не нужно. И.Т. Посошков считал, что немалая пакость крестьянам чинится, от того, что грамотных людей у них нет, и в поборах много с них излишних денег емлют".

Напротив, Волынский и Татищев считали, что нужно учить грамоте и закону божьему - это позволит помещику иметь послушных и умелых приказчиков, писцов, мастеровых.

Граф Строганов говорил, что "учение полезно для крестьян, оно уменьшает их свирепства к хозяевам, выводит из тьмы невежества".

Создавая дворянское сословие Петр I поощрял дворовых за честный труд, в награду давал деревню с крепостными крестьянами. Дворяне должны были растить детей для армии. Лично сам Петр I пишет руководство отрокам и юношам «Юности честное зерцало», в котором он рекомендует и утверждает настойчиво для молодых людей: