3. Правовая культура Древнего Рима.
Главным, если не больше сказать, величайшим достижением Рима была его политическая и правовая культура. Примером для всех последующих поколений стали Римская республика и римское право. Мудрость управления более чем что-либо поощрялись государством. В системе образования в Риме активно развивалось ораторское искусство. Красноречие становилось возможностью быть избранным на высокую государственную должность в комициях (народных собраниях).
С установлением в Риме республиканского строя высшая исполнительная власть оказалась в руках ежегодно избиравшихся консулов из числа патрициев на центральных собраниях.
Обладая гражданской властью они могли созывать сенат, народное собрание, назначали часть военных трибунов. Ограниченность власти консулов заключалась в том, что один из них мог наложить вето на решение другого. Консул по истечении года становился частным лицом, гражданином.
Наряду с консулами верховным носителем власти в Римской республике было народное собрание (комиции). Формально все граждане Рима могли избираться на государственные должности, служить в войсках Рима, иметь собственность.
Для плебеев был учреждён трибунат. За ними признавалось право иметь свою организацию и избрание ежегодно из своей среды народных трибунов.
Исполнительная власть в Риме осуществлялась магистратами. Ими могли быть только богатые римские граждане, поскольку процесс выборов и исполнение обязанностей магистрата требовали больших расходов. Решение магистратов было законным, если принималось единогласно и коллегиально.
Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат, к Iв. до н.э., включающий 300 человек. Сенат мог быть созван только высшими магистратами. Они и председательствовали на его заседаниях.
Основные права сената: ведал военной жизнью республики, руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, утверждал постановления комиций.
Наиболее выдающимся философом Рима был Тит Лукреций Кар (95-51 гг. до н.э.). Он создал учение о первичных элементах всего существующего – об атоме и пустоте, учение о беспредельности материи и пространства, о бесконечности миров и безграничности Вселенной, о чём он изложил в поэме «О природе вещей».
В 106-43 гг. до н.э. в римском обществе проживал Марк Тулий Цицерон – политический деятель и философ виднейший римский оратор и писатель, оставивший трактат «О природе богов».
В Iв. до н.э. Римская республика превращается в империю. Императоры старались отмечать своё правление новыми сооружениями. Так император Веспасиане построил огромный амфитеатр для гладиаторских боёв – Колизей; сооружены арка императора Тита; колонна Трояна, Пантеон (Храм всех богов) построен при императоре Адриане (IIв. н.э.); конная статуя императора Марка Аврелия (философ на троне).
Музыкальная жизнь Рима отмечалась пестротой, разнообразием, начиная от концертов греческой классической музыки, до игры на флейте и исполнения песен, сопровождающееся танцами.
Поэзия римская подарила миру трёх величайших поэтов: Вергилия (70-18 гг. до н.э.), Горация (65-8 гг. до н.э), Овидия (43 г. до н.э – 18 г. н.э.).
В середине IIIв. в Римскую империю вторглись варвары, она в 395 г. была разделена на Западную и Восточную.
В 476 г. Западная империя пала, Рим был раздроблен, наступила новая эпоха – эпоха средневековья.
Из глубины Древнего Рима пришли многие учреждения, зачатки юриспруденции и литературы, шедевры архитектуры и образцы республиканской формы правления.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры