logo
Культур(пособ

5.3 Условия и причины раскола христианства

В 395 г. Римская империя была формально разделена на две части: Западную и Восточную. Раздел Римской империи привел к возникновению двух религиозных центров – в Риме и Константинополе. Восточная империя (Византия) была более богатой, менее подвергалась набегам варваров и просуществовала еще около тысячи лет. Здесь существовала сильная императорская власть, которой удалось подчинить себе церковь. Последняя становится важнейшей идеологической опорой государства. Судьба Западной Римской империи была иной. Она вскоре пала под ударами варваров. На ее месте возникают варварские королевства. Отсутствие центральной светской власти создало условия для усиления церкви, которая ведет активную миссионерскую деятельность среди варваров. После образования варварских королевств западная церковь начинает поддерживать королей-христиан, усиливая не только свое идеологическое, но и политическое могущество.

После раздела Римской империи между Западной и Восточной церквями началась длительная борьба за преобладание в церкви. Хотя окончательный раскол церквей состоялся в 1054 г., а до этого момента формально считалось, что существует единая вселенская церковь, фактически в течение уже нескольких столетий обе церкви были разобщены. Начало их разобщению положило создание при разделе Римской империи в конце IV – начале V в. наряду с Римом религиозного центра в Константинополе. Между Римом и Константинополем началась длительная борьба за преобладание в церкви. Не было единства в церкви на протяжении многих десятилетий V–VI вв., во время вторжения варваров и возникновения в Южной и Западной Европе «варварских» королевств.

Основой деятельности Западной церкви было стремление объединить христиан под властью Папы Римского. Укреплению папских притязаний на главенство в церкви способствовало образование в VIII в. Западной Римской империи в противовес Византии. Вождь франков Пипин Короткий, коронованный в Риме при поддержке папы Стефана I (752–759 гг.), в знак благодарности преподнес папе некоторые земли в средней Италии. Таким образом, папа стал единственным повелителем Папской области (просуществовала до 1870 г.), т.е. папы стали не только духовными, но и светскими государями. Получив светскую власть, папы приложили все усилии, чтобы влиять на политическую жизнь Европы, пользуясь поддержкой императоров Западной империи. Политическая власть Римского папы резко возросла. Укрепив власть на Западе, папы попытались подчинить себе все христианство, но безуспешно. Наступил длительный период вражды между папой и Константинопольским патриархом.

Вообще, серьезные конфликты между обеими церквями стали возникать с VIII в. Из-за поддержки, оказанной римским папой иконопочитателям. С середины IX в. конфликт между церквями углубился из-за территориальных споров: и та и другая церковь претендовали на Сицилию и Южную Италию. Примерно же в это время интересы двух церквей столкнулись в подвергавшихся христианизации славянских странах. Обострению отношений способствовало принятие христианства Болгарией (в 865 г. она была крещена по восточному обряду). В 867 г. папа Николай I и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга проклятию. Через некоторое время этот конфликт удалось преодолеть, но борьба не затихла.

Окончательный раскол христианства на Римско-католическую (западную) и Греко-православную (восточную) церкви произошел в 1054 г. Поводом для окончательного разрыва послужил отказ византийского императора (по настоянию патриарха) удовлетворить притязания папы на некоторые территории в Южной Италии. Патриарх Михаил Керулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в Константинополе и возобновил полемику с западной церковью по догматическим и литургическим вопросам. В результате папские легаты в Константинополе во главе с кардиналом Умберто 16 июля 1054 г. отлучили от церкви патриарха Михаила Керуллария. В ответ патриарх и Синод отлучили от церкви папских легатов и созвали церковный Собор, который объявил папу Льва IX еретиком и признал невозможным общение восточной церкви с западной. Взаимная анафема была снята только в декабре 1965 г. папой Павлом VI и Константинопольским патриархом Афинагором I.

Таким образом, подлинными причинами раскола явились политические противоречия между западной и восточными частями бывшей Римской империи, а также стремление высших церковных иерархов Запада и Востока к расширению своего влияния. Но нельзя забывать о том, что на Западе и Востоке сложились свои особенности в церковной догматике, богослужении и т.д., что оказало свое влияние на разделение церквей. Внешней причиной раздора стал спор о filioque («филиокве», в дословном переводе с латыни – «и от сына»), т.е. спор о том исходит ли Святой Дух только от Бога-Отца или же и от Бога-Сына. У католиков догмат об нисхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-сына обязателен с 1015 г. Православная церковь не признает этот догмат. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе (безбрачие духовенства, соблюдение поста в субботу и др.), но они были скорее следствием борьбы церковных иерархов за влияние, чем причиной раскола христианства.