5.3 Условия и причины раскола христианства
В 395 г. Римская империя была формально разделена на две части: Западную и Восточную. Раздел Римской империи привел к возникновению двух религиозных центров – в Риме и Константинополе. Восточная империя (Византия) была более богатой, менее подвергалась набегам варваров и просуществовала еще около тысячи лет. Здесь существовала сильная императорская власть, которой удалось подчинить себе церковь. Последняя становится важнейшей идеологической опорой государства. Судьба Западной Римской империи была иной. Она вскоре пала под ударами варваров. На ее месте возникают варварские королевства. Отсутствие центральной светской власти создало условия для усиления церкви, которая ведет активную миссионерскую деятельность среди варваров. После образования варварских королевств западная церковь начинает поддерживать королей-христиан, усиливая не только свое идеологическое, но и политическое могущество.
После раздела Римской империи между Западной и Восточной церквями началась длительная борьба за преобладание в церкви. Хотя окончательный раскол церквей состоялся в 1054 г., а до этого момента формально считалось, что существует единая вселенская церковь, фактически в течение уже нескольких столетий обе церкви были разобщены. Начало их разобщению положило создание при разделе Римской империи в конце IV – начале V в. наряду с Римом религиозного центра в Константинополе. Между Римом и Константинополем началась длительная борьба за преобладание в церкви. Не было единства в церкви на протяжении многих десятилетий V–VI вв., во время вторжения варваров и возникновения в Южной и Западной Европе «варварских» королевств.
Основой деятельности Западной церкви было стремление объединить христиан под властью Папы Римского. Укреплению папских притязаний на главенство в церкви способствовало образование в VIII в. Западной Римской империи в противовес Византии. Вождь франков Пипин Короткий, коронованный в Риме при поддержке папы Стефана I (752–759 гг.), в знак благодарности преподнес папе некоторые земли в средней Италии. Таким образом, папа стал единственным повелителем Папской области (просуществовала до 1870 г.), т.е. папы стали не только духовными, но и светскими государями. Получив светскую власть, папы приложили все усилии, чтобы влиять на политическую жизнь Европы, пользуясь поддержкой императоров Западной империи. Политическая власть Римского папы резко возросла. Укрепив власть на Западе, папы попытались подчинить себе все христианство, но безуспешно. Наступил длительный период вражды между папой и Константинопольским патриархом.
Вообще, серьезные конфликты между обеими церквями стали возникать с VIII в. Из-за поддержки, оказанной римским папой иконопочитателям. С середины IX в. конфликт между церквями углубился из-за территориальных споров: и та и другая церковь претендовали на Сицилию и Южную Италию. Примерно же в это время интересы двух церквей столкнулись в подвергавшихся христианизации славянских странах. Обострению отношений способствовало принятие христианства Болгарией (в 865 г. она была крещена по восточному обряду). В 867 г. папа Николай I и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга проклятию. Через некоторое время этот конфликт удалось преодолеть, но борьба не затихла.
Окончательный раскол христианства на Римско-католическую (западную) и Греко-православную (восточную) церкви произошел в 1054 г. Поводом для окончательного разрыва послужил отказ византийского императора (по настоянию патриарха) удовлетворить притязания папы на некоторые территории в Южной Италии. Патриарх Михаил Керулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в Константинополе и возобновил полемику с западной церковью по догматическим и литургическим вопросам. В результате папские легаты в Константинополе во главе с кардиналом Умберто 16 июля 1054 г. отлучили от церкви патриарха Михаила Керуллария. В ответ патриарх и Синод отлучили от церкви папских легатов и созвали церковный Собор, который объявил папу Льва IX еретиком и признал невозможным общение восточной церкви с западной. Взаимная анафема была снята только в декабре 1965 г. папой Павлом VI и Константинопольским патриархом Афинагором I.
Таким образом, подлинными причинами раскола явились политические противоречия между западной и восточными частями бывшей Римской империи, а также стремление высших церковных иерархов Запада и Востока к расширению своего влияния. Но нельзя забывать о том, что на Западе и Востоке сложились свои особенности в церковной догматике, богослужении и т.д., что оказало свое влияние на разделение церквей. Внешней причиной раздора стал спор о filioque («филиокве», в дословном переводе с латыни – «и от сына»), т.е. спор о том исходит ли Святой Дух только от Бога-Отца или же и от Бога-Сына. У католиков догмат об нисхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-сына обязателен с 1015 г. Православная церковь не признает этот догмат. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе (безбрачие духовенства, соблюдение поста в субботу и др.), но они были скорее следствием борьбы церковных иерархов за влияние, чем причиной раскола христианства.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?