5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
Структура информационных проблем
национальной безопасности
Проблема национальной безопасности на современном этапе развития общества является исключительно сложной, комплексной и многоаспектной проблемой, в составе которой можно выделить достаточно ярко выраженные информационные компоненты. Дело в том, что информация и информационные коммуникации становятся сегодня важными факторами обеспечения стратегической стабильности и международной интеграции государств.
Именно поэтому все развитые страны уделяют особое внимание созданию различного рода информационных структур, которые должны обеспечивать включение экономики страны в мировое экономическое, информационное и научное пространство, так как это является сегодня необходимым условием прогресса и безопасности нации.
Уровень информатизации общества, наличие и доступность достоверной информации о состоянии и динамике развития экономических, политических и социальных процессов в решающей степени определяют возможности властных структур и общества в целом по выработке и реализации эффективных решений в военно-стратегической, экологической и социальной сферах. Поэтому информацию сегодня следует рассматривать как важнейший элемент системы выживания общества, его национальной безопасности [83].
Одним из перспективных научных методов решения проблемы национальной безопасности является информационный подход. Достаточно указать на следующие основные классы задач, решаемых методами информационного подхода:
• количественное измерение параметров и мониторинг неблагоприятных и опасных процессов, представляющих угрозу для национальной безопасности;
• информационное моделирование и прогнозирование экологических, экономических, социальных и политических процессов в обществе с целью анализа и оценки возможностей их последующего влияния на состояние национальной безопасности;
• использование средств массовой информации для соответствующей ориентации общественного сознания в области проблем обеспечения национальной безопасности и формирования необходимого для решения этих проблем национального самосознания.
Все перечисленные проблемы являются сугубо информационными. Поэтому хотелось бы подчеркнуть важность развития и своевременного использования в России теоретических методов и инструментальных средств, необходимых для их эффективного решения.
Мониторинг и моделирование глобальных процессов
В последние годы среди специалистов, работающих в области глобальных проблем, все более укрепляется мнение о необходимости создания международных систем информационного наблюдения за развитием экологических, социальных, политических и военно-стратегических процессов в различных регионах мира. Эти системы должны оперативно представлять результаты наблюдений соответствующим международным и национальным организациям, которые могли бы своевременно оказывать необходимое воздействие на развитие кризисных ситуаций.
Создание таких систем, некоторые из которых уже функционируют, в сочетании с современными методами информационного моделирования принципиально позволяет уже сегодня анализировать и прогнозировать развитие многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных или технологических катастроф и крупных аварий, представляющих опасность для мирового сообщества.
Таким образом, своевременное получение, распространение и использование объективной и достоверной информации о развитии глобальных процессов является сегодня важнейшей частью и необходимым условием решения проблемы выживания человечества в быстро изменяющихся условиях его существования на нашей планете.
Хорошим примером эффективного использования методов информационного моделирования для прогнозирования развития глобальных процессов являются известные эксперименты российских и американских ученых по моделированию последствий термоядерной войны. Выявленная при этом реальная перспектива наступления на нашей планете «термоядерной зимы» оказалась настолько впечатляющей и убедительной, что, безусловно, оказала серьезное влияние на принятые в последующие годы политические решения в области сокращения мировых запасов ядерного оружия.
Практической реализации этих решений содействовало также и наличие у основных ядерных держав систем автоматизированного контроля за ядерными взрывами и систем наблюдения за пуском баллистических ракет.
Таким образом, системы информационного моделирования и информационного мониторинга сыграли в решении этой проблемы исключительно важную роль.
Информационные проблемы химической безопасности
Проблема обеспечения химической безопасности населения страны является в настоящее время одной из наиболее острых проблем национальной безопасности. Из-за бурного развития химической промышленности и отсутствия необходимого токсикологического контроля за производством и использованием искусственных веществ и материалов, количество токсически опасных веществ в непосредственном окружении человека стало быстро возрастать. Количество токсичных веществ, контакты с которыми представляют опасность для жизни и здоровья людей, сегодня составляют уже несколько тысяч и это количество быстро возрастает.
В результате этого общее количество острых отравлений химическими веществами только на территории бывшего СССР по данным Информационного токсикологического центра при Московском Институте скорой помощи им. Склифосовского составляет около одного миллиона случаев ежегодно. При этом около 50 тысяч случаев заканчиваются трагически [84].
Если сопоставить эти цифры с людскими потерями СССР за время восьмилетней войны в Афганистане, то можно сделать вывод о том, что население региона бывшего СССР фактически живет сейчас в условиях необъявленной химической войны, ничего об этом не подозревая. В чем же заключается причина этой проблемы и каковы пути ее практического решения? Исследования показали, что проблема диагностики и лечения острых отравлений, вызываемых медикаментами и химическими препаратами бытового и промышленного назначения, имеет не столько медицинский, сколько информационный характер и поэтому может быть эффективно решена лишь при использовании самых современных средств информатики и информационных технологий [84, 85].
Для комплексного решения этой проблемы потребовалось привлечь практически весь арсенал современных средств и методов информатики, включая распределенные автоматизированные банки данных и знаний, методы информационного моделирования и распознавания образов, аппарат локальных и территориальных сетей персональных ЭВМ.
В результате этого были созданы интеллектуальные экспертные системы для врачей-токсикологов, работающие с неполной информацией, разработан системный проект создания современных средств информационной поддержки деятельности токсикологических центров Минздрава Российской Федерации, которые могут быть использованы непосредственно врачами-токсикологами и реаниматологами в процессе их повседневной деятельности.
Однако для эффективного практического применения этих средств на обширной территории России необходимо развернуть целую систему взаимодействующих между собой региональных информационных токсикологических центров, оснащенных современной вычислительной техникой и специальными компьютерными информационными технологиями [85].
Информационные проблемы борьбы с преступностью
Рассмотрим теперь характерные примеры некоторых информационных задач, повседневно решаемых органами борьбы с преступностью. К их числу относятся задачи идентификации личности, автотранспорта, оружия, криминалистический анализ вещественных доказательств и информационных связей подозреваемых и потерпевших граждан. Все эти задачи требуют современных средств информационной поддержки: автоматизированных банков данных и знаний, экспертных и телекоммуникационных систем, специального программного обеспечения.
В качестве положительного примера комплексного использования методов информационного подхода к решению данной проблемы в России необходимо отметить реализуемый в настоящее время комплексный социотехнический проект, который активно поддерживается Правительством и Управлением внутренних дел г. Москвы. В результате реализации этого проекта столица России в ближайшее время получит современную информационно-телекоммуникационную систему, основанную на отечественных информационных технологиях, которая обеспечит все городские органы муниципальной милиции высокоэффективными средствами решения информационных задач борьбы с преступностью. В дальнейшем эта система может быть распространена и на другие регионы России [80].
Проблема сложности технических систем
В процессе развития техносферы человечество создает и внедряет в социальную практику все более сложные технические системы и комплексы, многие из которых управляются автоматическими или же автоматизированными кибернетическими системами. Характерными примерами таких систем являются автоматизированные производства химической промышленности, энергетические и транспортные системы, атомные электростанции и двигательные установки, системы сбора и обработки разведывательной информации, автоматизированные системы управления ядерным оружием.
Главными требованиями, которые предъявляются к таким системам, являются их высокая надежность, непрерывность и безотказность функционирования, достоверность информации, представляемой руководителям системы и обслуживающему персоналу. В то же время, при достижении определенного уровня сложности любой технической или социальной системы надежность и устойчивость ее функционирования начинают снижаться. В результате этого возрастает вероятность возникновения аварийных ситуаций, последствия которых часто оказываются непредсказуемыми.
Поэтому одной из новых для человечества проблем, связанных с обеспечением безопасности его дальнейшего развития, является проблема оценки предельно допустимого (для данного этапа развития науки, и техники) уровня сложности создаваемых человеком технических систем.
Эта проблема является детищем второй половины XX века, когда впервые стали создаваться и широко внедряться в социальную практику сложные автоматизированные системы и комплексы, на которые человек переложил большое количество ответственных функций по управлению технологическими, производственными и оборонными процессами, поставив себя, таким образом, в зависимость от функциональной надежности этих систем.
Понимание важности этой проблемы требует выработки целого комплекса мероприятий по ее решению. Центральное место в этом комплексе должны занять методы упреждающего информационного моделирования и динамического регулирования различных направлений развития техносферы.
Человечество должно научиться достаточно точно определять допустимый предел сложности создаваемых им искусственных систем и выработать у себя «чувство безопасной дистанции от этого предела». Такова одна из новых проблем выживания человечества, которая должна быть органически включена в систему обеспечения глобальной безопасности новой цивилизации.
Еще одна крупная информационная проблема национальной безопасности заключается в необходимости учета воздействия на людей и технику геофизических факторов как причины техногенных катастроф. Воздействие геофизических факторов на людей и надежность функционирования сложных технических систем, а также необходимость его изучения информационными методами сегодня экспериментально установлены и не вызывают сомнений. Однако целенаправленные исследования в этой области еще должным образом не организованы и не проводятся.
Перспективным методом решения ряда информационных задач, связанных с обеспечением национальной безопасности России, является метод информационного подхода. Поэтому стратегически важно поддерживать на общегосударственном уровне наиболее перспективные исследования и разработки, направленные на развитие теоретической базы и инструментальных средств информационного моделирования и прогнозирования нелинейных процессов, а также новых методов количественного измерения неблагоприятных экологических, социальных и информационных факторов. В перспективе здесь можно говорить и о необходимости формирования нового научного направления, создания новой науки — метрологии глобальных процессов, представляющих угрозу для национальной безопасности.
Глобальная опасность текнократизма
В монографии академика А. Д. Урсула «Путь в ноосферу. Концепция, выживания и устойчивого развития цивилизации» в качестве одной из глобальных проблем, представляющих собою еще недостаточно осознанную, но вполне реальную и грозную опасность для дальнейшего развития человечества, специально выделена опасность технократизма.
Существо этой проблемы заключается в том, что в результате непродуманного и неуправляемого развития человечеством уже создана искусственная надприродная среда обитания, своего рода технический мир, который в последнее время стали называть техносферой. И вот именно эта техносфера и оказывает разрушительное воздействие на самого человека.
Человек быстро утрачивает не только свои природные биологические качества, но также многие психологические свойства и социальные ориентиры. Новые интересы и потребности, которые сейчас овладевают умами и душами миллионов людей, оказываются все более технически ориентированными,
Бесконтрольно развивая техносферу, человек сам попадает в зависимость от нее. Искусственная природа диктует новые типы социального поведения людей, деформирует шкалу их моральных ценностей. Угроза превращения человека в некое социотехнобиологическое существо, предельно рациональное, роботизированное и бесчувственное, вполне реальна.
Проблема информационной безопасности России
Проблема национальной безопасности России содержит ряд достаточно ярко выраженных информационных компонентов и поэтому уже при первоначальной постановке должна рассматриваться также и как информационная проблема. Именно поэтому концепцию национальной безопасности необходимо рассматривать в тесной связи с разрабатываемыми в настоящее время концепцией информационной безопасности и концепцией формирования и развития единого информационного пространства России. К сожалению, в настоящее время такой тесной связи пока еще не наблюдается.
Наряду с концепцией национальной безопасности России в настоящее время разработана и обсуждается концепция обеспечения ее информационной безопасности [86]. Постановка этих проблем, безусловно, полезна и своевременна. Однако хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что проблема информационной безопасности России рассматривается в концепции в основном с технократических позиций. Социальные аспекты в этом документе представлены весьма слабо, а некоторые актуальные с социальной точки зрения проблемы даже и не сформулированы. Приведем некоторые примеры.
1. Недостаточно четко поставлена в концепции проблема обеспечения сохранности национальных информационных фондов, а также проблема их активизации путем перевода на электронные носители информации. А ведь именно «электронизацию» информационных фондов страны академик А. П.Ершов считал важнейшей задачей информатизации общества. Для России с ее обширной территорией и еще недостаточно развитой системой связи и телекоммуникации эта проблема представляется сейчас исключительно важной и актуальной. Ее решение необходимо не только в интересах научно-технического и культурного развития страны, но и в интересах обеспечения национальной безопасности.
2. В концепции практически ничего не говорится о проблеме противодействия «лингвистической экспансии» Запада, которая сейчас становится все более откровенной и наносит большой ущерб стране, неоправданно засоряя русский язык иностранными терминами [68]. Эта проблема была специально рассмотрена в июле 1994 года на заседании Коллегии Минвуза России. Коллегия поддержала идею создания и реализации федеральной программы поддержки русского языка в России и зарубежных странах. Однако эта программа до сих пор правительством не принята.
3. Обойдена вниманием и исключительно острая сейчас для России проблема обеспечения информационной безопасности населения от негативного воздействия на психику людей средств массовой информации, и в первую очередь телевидения.
Пропаганда жестокости и насилия, эротических сцен и низкопробных фильмов западного производства, безудержная реклама далеко не лучших фирм и товаров буквально заполнили российское телевидение. Они практически вытеснили с экранов произведения национальной культуры, нашу классику, позитивную информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки, искусства и литературы.
Все это отрицательно влияет на психику людей, деформирует их самосознание и шкалу моральных ценностей, содействует развитию агрессивности и жестокости в обществе. Особенно это опасно для молодого поколения нашей страны, которому принудительно навязываются потребительская психология и чуждые моральные ценности.
Все это слишком серьезно и опасно, чтобы при обсуждении концептуальных положений национальной безопасности России оставить эту проблему без особого внимания. Ее решение требует радикальных мер как государственного, так и общественного воздействия.
Интеллектуальная безопасность
Хотелось бы остановиться еще на одном информационном аспекте национальной безопасности. Речь идет о проблеме, которую можно назвать интеллектуальной безопасностью. Суть ее состоит в том, что уже в современном обществе, а тем более в информационном обществе ближайшего будущего, особую роль приобретает использование интеллекта, т. е. способности людей генерировать и усваивать новые знания, воплощать эти знания в социальную практику.
Сегодня есть все основания утверждать, что именно этот фактор становится ключевым для экономического и социального развития общества. Ведь недаром в развитых странах Запада (Японии, Великобритании, США) принимаются специальные меры по сохранению и развитию интеллектуальной элиты. Достаточно хорошо известны элитарные школы, колледжи и университеты этих стран, которые не только уже дали миру ряд выдающихся личностей, но и продолжают свою деятельность по подготовке кадров для интеллектуальной сферы общества.
Что же происходит сегодня на «интеллектуальном фронте» в России? К сожалению, здесь наблюдаются очень серьезные негативные процессы. Причинами этого являются следующие три основных фактора.
1. Работники интеллектуальной сферы (ученые, педагоги, творческие работники) не имеют сейчас в России необходимой материальной, информационной и моральной поддержки. Поэтому процесс «утечки мозгов» продолжается. Сейчас этот процесс вступил в свою вторую фазу — начался массовый отток интеллектуалов в коммерческие структуры. Причина — низкая заработная плата работников интеллектуальной сферы, находящихся за чертой бедности. Интеллектуальный труд в России становится непрестижным занятием.
2. В стране продолжается разрушение когнитивных структур общества (научных школ, исследовательских центров, лабораторий, университетов, академий). Вновь созданные общественные академии наук до сих пор практически не признаны государственными органами, им не оказывается необходимой поддержки. Эти научные организации не имеют налоговых и таможенных льгот. Даже спонсорская помощь ученым со стороны коммерческих структур облагается налогом, чего нет практически ни в одной цивилизованной стране.
3. Национальному интеллекту в России имеется реальная угроза деградации и на биологическом уровне. Статистика свидетельствует, что количество рождающихся в России умственно неполноценных детей неуклонно и достаточно быстро растет. Одна из причин этого заключается в накоплении неблагоприятных экологических факторов. Поэтому уже сегодня необходимо ставить и решать проблему борьбы с интеллектуальным вырождением Российской нации.
Информатизация России как проблема национальной безопасности
Проблему информатизации России необходимо рассматривать как одну из важных составляющих проблемы ее национальной безопасности. При этом наибольшее внимание следует уделить проблеме развития национальной информационной инфраструктуры, созданию национальной территориальной информационно-телекоммуникационной системы, а также созданию региональных информационно-телекомуникационных систем на основе отечественных информационных технологий.
Перспективным направлением является также развитие специальных информационных центров-генераторов и распространителей научно-технической, экономической, правовой и другой информации, а также широкое внедрение электронных библиотек, архивов и проблемно ориентированных баз данных и знаний на основе использования компьютерных оптических дисков памяти.
Для России с ее огромной территорией центральной проблемой становится проблема создания современной информационной инфраструктуры. При этом особое значение приобретает задача создания ядра этой структуры национальной информационно-телекоммуникационной системы.
В настоящее время в россии интенсивно внедряются различного рода сети и системы передачи данных зарубежного производства. Они приобретаются не только коммерческими структурами, но и некоторыми государственными предприятиями и организациями. Эта тенденция таит в себе определенную угрозу для национальной безопасности России. Здесь достаточно указать на три основных фактора:
• внедряя зарубежную технику и технологию в качестве базовых средств телекоммуникации, Россия ставит себя в зависимость от зарубежных производителей телекоммуникационной техники и ее программного обеспечения;
• на приобретение и техническое обслуживание зарубежных систем отвлекаются финансовые и людские ресурсы, которые можно было бы направить на создание собственной национальной информационно-телекоммуникационной системы;
• как уже показал опыт, внедрение зарубежных систем не снимает глобальной проблемы создания собственной российской национальной системы обмена данными, так как иностранные системы не учитывают особенностей системы связи России и плохо адаптируются к этим условиям.
Таким образом, радикальное решение проблемы заключается в реализации собственных проектов и разработок в области создания глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем России, учитывающих специфику ее существующей информационной инфраструктуры и приоритетные национальные интересы. Примерами таких проектов являются:
1) проект НПО «Энергия» по созданию космической интегрированной спутниковой информационной системы на тяжелых платформах [74].
2) разработки Института проблем информатики РАН в области региональных информационно-телекоммуникационных систем, в которых используются принципы коммутации пакетов сообщений. Эти разработки уже практически реализованы для группы абонентов Псковской области и в последующем могут быть распространены и на другие регионы России [75].
Одним из перспективных путей решения проблемы обеспечения национальной безопасности России является разработка и реализация социотехнических программ и комплексных проектов, учитывающих одно-
временно как технологические, так и социально-экономические факторы. Научно-методологической базой для этих проектов должно стать новое научное — направление «Социальные технологии», которое в последнее время активно развивается отечественными учеными с учетом уже накопленного опыта реализации крупных технических и социальных программ и проектов [37].
Важным ресурсом для решения проблемы национальной безопасности России может стать соответствующая ориентация процесса конверсии ее оборонного комплекса. Использование технического и интеллектуального потенциала этого комплекса в интересах обеспечения национальной безопасности могло бы иметь для России важные экономические и социальные последствия [127].
При формировании концепции национальной безопасности России особое внимание должно быть уделено вопросам ее информационной безопасности, включая меры противодействия психологической и лингвистической экспансии Запада, навязывания российской нации чуждой ей морали и нравственных ориентиров.
Не должны быть упущены из виду и такие новые угрозы национальной безопасности России, как опасность разрушения ее интеллектуального потенциала, а также опасность биологического и психологического вырождения человека под воздействием неблагоприятных экологических факторов и искусственно создаваемой техносферы. Эти еще мало осознанные опасности могут в ближайшем будущем выдвинуться на первый план и поэтому должны серьезно рассматриваться и учитываться уже сегодня.
Краткие выводы
Проведенный выше краткий анализ информационных проблем национальной безопасности позволяет сделать следующие основные выводы.
1. Проблема выживания и обеспечения безопасности развития человечества является для нашего времени самой важной и самой актуальной проблемой, которая самым тесным образом связана с проблемой международной интеграции.
2. Масштабы, опасность и сложность глобальных проблем современности столь значительны, что пути их решения могут быть найдены только совместными усилиями мирового сообщества. Необходимость этого наиболее ярко проявилась в последние годы на примерах попыток решения глобальных проблем предупреждения ядерной катастрофы и экологического разрушения биосферы. Эти проблемы, так же, как и другие глобальные проблемы современности, имеют четко выраженные информационные компоненты, представляющие собой самостоятельные сложные социально-информационные проблемы, решение которых может быть получено только на основе развития и совместного использования мировым сообществом современных и перспективных информационных технологий и средств информатики.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9