logo
bilety_po_vostokoved

Билет № 38 Основные религиозные системы в Центральной Азии, памятники, связанные с ними.

Разнообразие этнич.групп привело к многообразию традиций и представлений. На протяжении истории в Ц.А. господствовали различные идеологические системы: анимистич.культы, тенриизм (религия древних тюрков и монголов), ислам, зороастризм. Наиболее древними были анимистич.представления.

В 8-7 вв до н.э. реформатор древней религии Заратуштра сформировал дуалистическую систему верований (борьба добра и зла) – зороастризм. Он просуществовал до 8-11 вв, когда ему на смену пришел ислам.

Большинство мусульман Ц.А.придерживаются ханифитской религиозно-правовой школы (допускает локальные формы религии и права). Монгольское завоевание Ц.А. в нач 13 в. Привело к формированию своеобр.симбиоза 2х идеологич. Систем – монгольской йасы (свод кочевых законов) и ислама. Также важное место у мусульман-исмаилитов, обитающих в Памире, занимают доисламские (древнеиранские) традиции.

Выдающимися памятниками исламского искусства следует назвать комплексы Биби-Ханим, Шир-Дар, Тиллакари, Гур-и Амир в Самарканде; Занги-ата – Ташкент, Па-Йи Калан в Бухаре и мн.др.

Ц.А.сыграла важную роль в становлении буддизма. Крупнейшие статуи Будды до недавнего времени находившиеся в Афганистане, символизирую распространение буддийского вероучения.

До сих пор сохранились памятники тюркской культуры: стелы, изображающие тюркских воинов, наскальные надписи (руническое письмо).

Анимизм, тенриизм, ислам, зороастризм.

В 8ом веке до н.э. Заратуштра сформировал систему верований добро – зло. Просуществовал до 8-11 вв., пока не пришел ислам.

Большинство придерживаются ханифтской правовой школы (допускает локальные формы религии и права).

В 13в. Монгольское завоевание привело к двоичной системе: монгольская йаса(свод кочевых законов) и ислам.

Памятники искусства: Биби-Ханим, Шир_дар, Тиллакари в Самарканде. Зангиата в Ташкенте, Па-Йи Клан в Бухаре.

Буддизм в Афганистане, тюркская культура(руническое письмо)