logo
Культур(пособ

7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира

Термин «средневековье» употреблялся и употребляется до сих пор в самых разных смыслах и значениях. Долгое время к нему добавлялись эпитеты «мрачное», «темное». Само название «средние века» было дано в XV в итальянскими гуманистами для определения «темных веков», «темной ночи христианства» между «светлыми» периодами античности и Новым временем (который начался с эпохи Возрождения). Общества так называемых «средних веков» казались просвещенным европейцам по-варварски недоразвитыми. Понятие средневековой цивилизации выглядело по меньшей мере странным. А средневековая культура оценивалась в качестве низкой ступени культурного развития. При этом средневековое европейское общество во многом отличалось от подобных ему японского, китайского, среднеазиатского, русского. Оно и внутри себя не было однородным. Средневековье на севере западной Европы и, скажем, в Италии или Испании, – разное. Но в целом модель средневекового общества, которую позже «наложили» на все похожие, была создана при осмыслении более чем тысячелетней жизни Западной Европы, начиная с падения Рима, с V века нашей эры.

Эпоха средневековья продолжалась приблизительно одно тысячелетие – с V до XV в. Хотя в некоторых регионах процесс формирования своеобразной европейской цивилизации и культуры шел и до XVII века включительно. А что касается европейских славянских стран, то этот процесс захватил XVIII и, в чем-то, даже XIX века.

В период средних веков произошел переход от рабовладельческой греко-римской к средневековой феодальной цивилизации. В этот период возникли новые государства, народы, образовались современные европейские языки, были открыты новые земли, было изобретено книгопечатание и др.

Историки обычно подразделяют эпоху средневековья на три основных этапа, в соответствии со стадиями становления, расцвета и упадка феодализма. Первый этап – «Раннее Средневековье» (V‑X вв.) определялся общим социально-экономическим и духовно-культурным упадком в результате войн, междоусобиц и др. Второй этап – «Зрелое Средневековье (X‑XIV вв.) был временем настоящего расцвета культуры, создания новых национальных государств. Третий этап – «Позднее Средневековье» (XIV‑XV вв.) характеризовался ростом и укреплением национальных государств, частыми конфликтами между ними.

К концу V века грандиозное здание средиземноморской позднеэллинистической греко-римской культуры рухнуло (движения варваров, падение Западной Римской империи). Случившееся часто представляется как «крушение Европы», хотя в полной мере оно им не было. Это было крушение именно средиземноморской римско-эллинско-восточной цивилизации, для которой Европа в основной своей части была только начинавшей осваиваться далекой периферией. Рождение Европы как целого, охватывающего тело европейского континента единым в основах европейским сознанием, еще только предстояло, и временем начала этого рождения было раннее средневековье. Расцвет и крушение великой средиземноморской цивилизации были лишь прелюдией к нему, так же как и наступившая после этого «долгая ночь» средневековья (VI‑IX вв.).

«Долгая ночь» средневековья не была еще собственно средневековьем, не была временем рождения средневековой культуры. Скорее, это было время культурного хаоса, в котором сталкивались и перемешивались осколки разных систем культуры. Но даже общую его картину весьма трудно восстановить, ибо памятники культуры сохранились в весьма незначительном количестве: каменное строительство почти прекратилось, его традиции были утрачены, место камня заняло дерево, постройки из которого, как известно, не сохраняются.

Христианизация Европы, по сути дела, только еще начинала разворачиваться. Огромные ее зоны (Центральная, Северная и Восточная Европа) к началу IX в. еще не были христианизированы. На территории бывших римских провинций и Германии нередки были случаи принятия христианства в виде неортодоксальных ересей (арианства, несторианства). Кроме того, непростой процесс христианизации варварских народов в определенной степени трансформировал христианство (особенно в культовой и праздничных сферах), привел на долгое время к сохранению культурного дуализма – сосуществования, с размежеванием в определенных сферах, христианства и язычества, особенно ощутимого в народной повседневной культуре.

Можно даже сказать, что на протяжении «долгой ночи» средневековья и на раннем этапе средневековой культуры культурная традиция варварских народов подавляла в мироощущении христианскую. Это выразилось, в частности, в долгом господстве в сохранившихся памятниках культуры орнаментальных мотивов и непосредственно орнамента.

Но «ночь средневековья» не была бесконечной. Состояние культурного хаоса постепенно преодолевалось. Шел процесс постепенного сплавления его элементов в единое целое – культуру средневековья.

Первые результаты этого процесса проявились только к концу этого переходного периода, на рубеже VIII‑IX вв., вместе с первыми признаками демографического и культурного подъема. Население Европы, впервые после долгого спада, начало медленно расти, создавая критическую массу для роста в перспективе городов и торговых связей, объединивших затем Европу в единое целое.

В VIII–X веках была предпринята попытка организации европейского (германского) мира, когда на территории Франции, Северной Италии и Германии сложилась Каролингская (по имени Карла I) империя, боровшаяся с мусульманами и горцами-басками в Испании. Папа римский вручил Карлу императорскую корону. Империя каролингов приобрела на время солидную военную силу, идеологическое единство, некоторый внешний блеск. Но она оказалась неустойчивой и быстро разваливалась под ударами викингов, мусульман и мадьяр. И уже на развалинах этой империи стали складываться европейские нации и государства, и вообще – западный христианский мир, христианские цивилизация и культура. Может быть точнее – цивилизации и культуры, но единые по типу и духовной основе.

Средневековая цивилизация представляла собой, прежде всего, сложный конгломерат отдельных мирков, корпораций, сословий и семейно-родовых кланов. Именно это и объясняет отчасти доминанту христианства в культуре этого мира, мощное влияние церкви в нем. Заложено оно в немалой степени в интегрирующей (объединяющей) роли церкви в средневековом мире.

Особенно велика интегрирующая функция Католической церкви: она и сама является большой единой корпорацией, построенной по строгому иерархическому принципу. Не случайно папство играет такую важную роль в создании первых европейских объединений (каролингского или оттонского) и в эпоху феодальной раздробленности в раннем средневековье. Оно является единой силой, объединяющей западноевропейский мир, в том числе и политически.

В немалой степени благодаря церкви множество локальных мирков составляет все-таки единое целое – европейскую средневековую цивилизацию, достаточно живую еще и в XVI в. и занимающую один из густонаселенных районов тогдашнего мира.

Представление о своеобразии средневековой цивилизации и культуры в целом и в деталях дают очень многие сочинения, такие как: «Осень средневековья» Й. Хейзинги; «Цивилизации средневекового Запада» Ж. Ле-Гоффа; «Элементы средневековой культуры» П. М. Бицилли; «Европа в Средние века» Ж. Дюби; «Категории средневековой культуры» и «Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства» А.Я Гуревича, и мн. др.

Основываясь на том, что отмечается этими и рядом других авторов, возможно указать на некие характерные особенности культуры Средних веков, т.е. на то, в чем наиболее ярко выразилась обработанность, оформленность, облагороженность среды и человека, окультуренность природной и искусственной среды обитания, хозяйственной, социальной и политической организации жизни, человеческой телесности, намерений и действий, мыслей и чувств людей.

Главной чертой духовной культуры средневековья является ее религиозность. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания человека, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомленного грубостью поздней римской античности. Языческие религии не были готовы к этому, но и большие массы людей тоже не были способны стать аскетами, практически полностью отказаться от радостей земной жизни. Христианство явилось своего рода «золотой серединой», компромиссом духа и плоти, ибо, при всей своей духовности, Христос воскресает как телесное существо, имеющее плоть и кровь.

Еще одной особенностью средневековой культуры является каноничность, то есть опора на определенные труды отцов церкви, их некритическое восприятие, на твердо установленные, ставшие общепринятыми нормами принципы духовной жизни человека и общества, правила религиозной деятельности.

Культуре средневековья присущ также символизм: текст Библии дает возможность для толкования ее содержания, для самостоятельных размышлений. Вся духовная культура средневековья основана на различном комментировании Библии, трудов теологов. Такое комментирование осуществлялось не трех уровнях. Первый заключался в выявлении как бы зашифрованного смысла конкретных слов Библии, их разъяснении верующим. Второй уровень расшифровывал идеи, заложенные в Библии. На третьем, высшем уровне допускалось развитие этих идей собственными размышлениями, вытекающими из глубокого понимания первоисточника автором. В любом происходящем событии человек мог увидеть знамение свыше и сам создавал символы с целью влияния на исход событий.

Следующей особенностью является психологическая самоуглубленность средневековой духовной жизни. Она проявляется в огромной роли исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения. Для средневековья вообще характерна необычайная сложность личностных ощущений. Личности в новоевропейском смысле слова здесь еще нет, но уже есть определенные потенции для ее проявления. Поэтому так же, как и в античности, мы можем говорить применительно к средневековью о господстве в нем лишь весьма неполного чувства личности. Эта «неполная личность» средневековья – прежде всего чрезвычайно динамическая система личностных ощущений, чутко реагирующая на изменения «внешней среды». Ее питательная среда – средневековый мир и христианство с его взаимопроникновением двух миров – предоставляет богатые возможности для развития тех или иных ее сторон, допускает различные варианты личностных ощущений и возможность перехода человека из одного в другой даже в краткий промежуток времени.

В основе напряженного порыва вверх – страстная жажда постижения Бога в его подлинной Сущности. Но само это постижение возможно отнюдь не на основе разума, тесно связанного с индивидуальностью человека, а на основе веры и откровения, интуитивным, непостижимым, таинственным образом, то есть иррациональным путем. Поэтому в средневековье возникают целые эпохи, озаренные светом мистики.

Наконец, следует отметить историзм духовной жизни средневековья, обусловленный христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отличие от античной цикличности, повторяемости событий во времени, средневековье проникнуто ожиданием страшного суд, размышлениями о конечной цели судьбы человека, мира в целом. Таким образом, возникает чувство истории, представление об историческом процессе, имеющем точку отсчета и конечную цель. Появляется представление об истории как направленном, нециклическом процессе, а само время из цикла, из круговорота времен начинает разворачиваться в линию. Возникает ощущение линейного времени, столь характерное для Нового времени и нашего современного восприятия.

Следует отметить и другой факт. Поскольку средневековое общество остается обществом аграрным, продолжающим сохранять тесную зависимость от природы, в нем по-прежнему господствует циклическое восприятие времени, основанное на природно-астрономических явлениях. Особенно это характерно для основной массы его населения – крестьянства и, таким образом, для народной культуры.

Средневековое общество – вполне традиционное. Оно использовало традиционные формы всюду, где это было возможным, в том числе и в хозяйстве. Хозяйство оставалось в той или иной мере замкнутым, натуральным. Торговля была, но старались обходиться своим, произведенным у себя. Земля обрабатывалась «как всегда», то есть одними и теми же способами на протяжении столетий, и обрабатывалась в общем плохо. Урожайность в среднем была очень низкой: не то что в Древнем Египте или Месопотамии.

Целью хозяйства было обеспечить лишь средства к существованию, самое необходимое. Если речь и шла о роскоши знати, то для нее это не считалось излишеством. И искусственная среда строилась как необходимая для жизни и обороны. Замки-крепости феодалов всегда имели крепкие стены, но не повышенную комфортность.